«Иртыш течет на Север…» | ОМСК

 С 15 августа по 30 сентября 2018 года в Омске прошла выставка проекта «Освоение Севера: Тысяча лет успеха» — «ИРТЫШ ТЕЧЕТ НА СЕВЕР»

Карта Омской области. 1932. Бумага; полиграфическая печать. 80,7х54,5. МВК им. И. С. Шемановского

Из всех городов-участников межмузейного проекта «Освоение Севера. Тысяча лет успеха» компании «НОРНИКЕЛЬ» граничащий с Казахстаном Омск оказался самым южным. Однако его роль в освоении северных территорий, включая арктическое побережье, не вызывает сомнений.  Город расположен на пересечении путей: с запада на восток через него проходит железнодорожная Транссибирская магистраль, а с юга на север – судоходная река Иртыш. Основанный в 1716 году Иваном Бухгольцем в ходе экспедиции, целью которой были розыск рудных и золотых месторождений, открытие и изучение торговых путей в Индию и Китай, Омск в последующем становится отправной точкой для многих научных и торгово-промышленных экспедиций. Активная деятельность по изучению Сибири и Центральной Азии началась после создания в городе в 1877 году Западно-Сибирского отдела Русского Императорского географического общества. В XX столетии направление экспедиций в силу различных обстоятельств меняется. Выход к Карскому морю и Северному Ледовитому океану, освоение Северного морского пути, конвои в период Великой Отечественной войны, строительство Трансполярной магистрали, разведка и добыча нефти и газа, строительство новых городов связаны с историей и культурой Омска прошлого века.

Именно этим событиям и посвящена выставка в Омском музее изобразительных искусств имени М. А. Врубеля «Иртыш течет на Север», объединившая художественные, документальные, этнографические, археологические, вещественные коллекции музеев и архивов Омска, Салехарда, Санкт-Петербурга.

Освоение Северного морского пути

В результате столыпинских реформ в начале ХХ века началось активное экономическое развитие Сибири, подъем ее сельского хозяйства. Еще до начала Гражданской войны и интервенции планировалось вывезти из Сибири по рекам к Карскому морю, а оттуда в архангельский порт до 800 тысяч пудов зерна. Взамен из европейской части страны и из­-за границы предполагалось доставить в устья сибирских рек, а затем переправить в обжитые районы сельскохозяйственные машины, станки и промышленные товары. 25 апреля 1919 года правительство А. В. Колчака образовало Комитет Северного морского пути.

В истории освоения Северного морского пути заслуги А. В. Колчака­ бесспорны не только как исследователя, но и как организатора. Благодаря его знаниям, настойчивости и энергии состоялась первая Карская хлебная экспедиция, реально доказавшая возможность использования трасс арктических морей в качестве надежных транспортных артерий. Для обеспечения судов Северного морского пути углем в 1919 году А. В. Колчак снарядил экспедицию в Норильский район. Ее возглавил Николай Николаевич Урванцев – молодой геолог, окончивший в 1918 году Томский политехнический институт и открывший на Таймыре месторождения медно-никелевых руд. В результате появился город Норильск и промышленный гигант «Норильский Никель», выступивший генеральным партнером выставки.

Уфимцев Виктор Иванович (1899–1964). Карская экспедиция. 1931.
Холст, масло. 132 х 185. ООМИИ им. М. А. Врубеля

Фотоальбом «Великий Северный путь» (разворот). 1929–1932. Автор съемки: В. М. Бахарев. ГИАОО

После установления на Севере и в Сиби­ри советской власти процесс освоения Север­ного морского пути получил активное про­должение. Наступила эра советских Карских экспедиций, связавших города Сибири (Омск, Новосибирск, Красноярск) между собой и с другими государствами (Великобритания). В 1920-х годах Карские экспедиции стали предметом внимания художников, фотографов, журналистов.

Сражение за Арктику

Трагедия конвоя БД-5

В 1934 году Омская область была выделена в самостоятельную административную единицу и включала обширные территории, в том числе Остяко-Вогульский и Ямало-Ненецкий национальные округа, простираясь до Обской губы и Карского моря.

В годы Великой Отечественной войны у берегов Омской области случилась самая страшная трагедия за всю историю боевых действий в Арктике. 12 августа 1944 года в 60 милях от острова Белый в Карском море немецкая подлодка U-365 торпедировала конвой БД-5 (Белое море – Диксон), состоявший из транспорта «Марина Раскова» и трех эскадренных тральщиков. Из 752 человек погибли 378 советских военнослужащих и работников тыла, в том числе все дети и большинство женщин. Судьба 51 человека неизвестна. В числе погибших – уроженец с. Ачаир Омской области краснофлотец Дмитрий Путинцев. Операция по спасению людей стала беспрецедентной по своей продолжительности и масштабам.

В 2009 году Сергеем Шулининым была организована международная поисковая «Карская экспедиция», в состав которой входили и омичи. По итогам работы 2009–2017 годов были составлены предварительные списки участников конвоя, найдены пятеро живых свидетелей трагедии, обнаружены лежащие на дне Карского моря ледокольный пароход «Александр Сибиряков», транспорт «Марина Раскова», останки одного их кунгасов, а также найдено потерянное с 1947 года захоронение жертв трагедии.

Боевые действия в Арктике нашли свое отражение и в предметах этнографической коллекции. Так, на трех ненецких и хантыйских сумках из собрания МВК им. И.С. Шемановского (Салехард) в декоре обнаружены гильзы патронов и форменные пуговицы «Kriegsmarine» – военно-морского флота Германии образца 1942 года.

Судовой (корабельный) колокол рында. 1919. Медь; литье. 32 х 35,7. МВК им. И. С. Шемановского

Сумка хантыйская. Вторая половина (?) ХХ века. Мех, сукно, металл, ровдуга, кожа, пластмасса, бусины, пуговицы «Kriegsmarine 1942»; шитье, крой, мозаика меховая. 31 х 26.
МВК им. И. С. Шемановского          

«Мертвая дорога»

Военные события в Арктике, в том числе и трагедия конвоя БД-5, показали  степень незащищенности Северного морского пути от внешнего врага. В результате было принято решение о строительстве дороги-дублера – Великого Северного железнодорожного пути или Трансполярной магистрали, хотя идея создания второй железной дороги появилась еще в начале XX века во время строительства Транссиба. Линия Чум – Салехард – Игарка должна была стать первой очередью этого грандиозного проекта. Магистраль прокладывали в 1947–1953 годах в условиях вечной мерзлоты от 80 до 100 тысяч человек, большую часть из которых составляли заключенные. Стройки № 501 и № 503 можно считать одними из самых грандиозных проектов ГУЛАГа. Несмотря на суровые природные условия, дорога возводилась быстрыми темпами, хотя качество строительства было невысоким. После смерти Сталина и последовавшей амнистии заключенных стройки были свернуты, законсервированы и позднее заброшены. Покинутая магистраль получила название «Мертвой дороги»: в приполярной лесотундре на сотни километров сейчас ржавеют искореженные мерзлотой, вздыбленные рельсы, в зарослях прячутся мертвые паровозы, догнивают сторожевые вышки и лагерные бараки…

Групповой портрет работников Строительства № 501. 1954. Фотография. 12х18. МВК им. И. С. Шемановского

Брошенный паровоз времен Строительства № 501 на разъезде Седельниково. 1989–1994.
Сычев Иван Иванович (1921–1994). Фотография. 6 х 6. МВК им. И. С. Шемановского

Притяжение Севера

«Нефть и газ Сибири»

Во второй половине 1950-х – 1960-е годы начались кардинальные изменения в экономике СССР. Это время совпало с усилением внимания руководства страны к природным ресурсам северных и восточных районов Сибири, где были сосредоточены почти три четверти всех минеральных топливно-энергетических ресурсов страны, более половины потенциальных гидроэнергетических ресурсов, промышленной древесины, пресной воды. В 1960–1970-годы расширялись поиски и освоение новых месторождений нефти, газа, железных руд, цветных и редких металлов, титана, марганца, строительных материалов. Активно велось индустриальное развитие края. Вместе со строительством предприятий создавались транспортная сеть, производственная и социально-бытовая инфраструктура, возводились новые города. Романтика первопроходцев ­– сильных дерзких людей, покоряющих природу, не смотря ни на какие трудности, – повлияла на создание «сурового стиля» в искусстве.

Омск теснейшим образом был связан с нефтяной отраслью – именно отсюда на север по Иртышу шли караваны с оборудованием и материалами, а обратно танкеры с нефтью, именно здесь был построен нефтеперерабатывающий завод.

Тема добычи сибирских углеводородов, в частности, и промышленного освоения Севера, в целом, была особенно актуальна для художников в 1970–1980-е годы. В начале 1970-х была создана творческая группа «Нефть и газ Сибири», куда вошли художники и журналисты из разных городов страны. Группу возглавил известный омский пейзажист Алексей Николаевич Либеров (1911–2001). Ее участники побывали в Томской области, в Сургуте, Вертикосе, Нижневартовске, Нефтеюганске, на Самотлоре и др. Увиденное нашло отражение в пейзажах, жанровых картинах, портретах. О том, какой интерес представлял Север для творчества художников-шестидесятников, говорят произведения целой плеяды авторов из собрания Омского музея изобразительных искусств имени М. А. Врубеля. В их числе омские живописцы и графики Н. Я. Третьяков (1926–1989), Г. А. Штабнов (1927–1989), В. Н. Белан (1932–2002), Н. Ф. Бережной (1938–2015), московский график, мастер линогравюры А. В. Бородин (1935 г.р.), пермский художник С. И. Осипов (1927 г.р.) и автор из Тюмени М. С. Рогожнев (1924–2006). Их работы включают в себе самые разные образные воплощения северной темы.

Штабнов Геннадий Арсентьевич (1927–1989). Васюган. 1976. Холст, масло.147 х 208. ООМИИ им. М. А. Врубеля

Либеров Алексей Николаевич (1911–2001). Самотлорские рождения. Из серии «Нефть Сибири». 1977. Бумага на ДВП, пастель. 74,5 х 97,5. ООМИИ им. М. А. Врубеля

Третьяков Николай Яковлевич (1926–1989). Поморы. 1968. Бумага, темпера, гуашь. 63 х 88,5.
ООМИИ им. М. А. Врубеля

Белан Василий Никитич (1932–2002).Тундра в  Заполярном Урале. 1969. Бумага, акварель. 50 х 49,5. ООМИИ им. М. А. Врубеля

Полярная археология и Ямальский пленэр

После художественных десантов 1970–1980-х годов был долгий перерыв, и вот северная тема вновь становится актуальной в начале ХХI столетия, чему немало способствовали современные археологические изыскания и художественные экспедиции, в которых активное участие принимают омичи.

Современное восприятие Севера во многом опирается на результаты археологических изысканий. Такие уникальные находки, как средневековая иранская чаша, обнаруженная в 2016 г. на Гыданском полуострове бывшим омичом, сотрудником Научного центра изучения Арктики Андреем Плехановым, или многочисленные изделия с зооморфными и антропоморфными изображениями раннего железного века и средневековья служат неисчерпаемым источником для творчества.

С 2012 года на Полярном Урале проводятся Ямальские пленэры, куда съезжаются художники Москвы, Санкт-Петербурга, Сибири, Урала, США, Финляндии. В 2016 году омичи Владимир Чупилко, Сергей Баранов, Галина Гурьянова приняли участие в III Международном ямальском пленере. Омская художественная традиция, склонная к метафоре и метафизике, помогла увидеть северную природу через все слои человеческой культуры на этой земле.

Баранов Сергей Михайлович (1964 г. р.). Ночной рейс. 2016. Холст, масло.70 х 140. Собственность автора

Чупилко Владимир Анатольевич (1960 г. р.). Северное сияние, полярный волк и Шайтан-камень. 2016. Холст на ПВХ, темпера. 64 х 87. Собственность автора

Чаша. IX–XIII века. Иран. Памятник «Местонахождение 1», ЯНАО, Тазовский р-н. Бронза; горячая ковка, пуансировка.12 х 5 х 0,05. МВК им. И. С. Шемановского

Авторы концепции выставочного проекта:
С. М. Баранов, Ф. М. Буреева

Кураторская группа:
С. М. Баранов, Т. В. Медведовская, И. Л. Симонова

Дизайн выставки:
С. М. Баранов

Участники проекта:
Омский музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля
Ямало-Ненецкий окружной музейно-выставочный комплекс имени И. С. Шемановского (Салехард)
Российский государственный архив Военно-Морского флота (Санкт-Петербург)
Научный центр изучения Арктики (Салехард)
Омский институт водного транспорта (филиал) ФФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет водного транспорта»

Выставка «Иртыш течет на Север»
15 августа – 30 сентября 2018 г.
Врубелевский корпус музея
Омск, ул. Ленина, 3

Справки по тел.: 24-15-64, 20-00-47

Стоимость билета на выставку: взрослый – 70 руб., пенсионеры и школьники – 50 руб., дошкольники (5-7 лет) – 10 руб., студенты государственных вузов и ссузов (очной формы обучения) – бесплатно.

Экскурсии по выставке

Сотрудники музея проводят тематические экскурсии на выставке «Иртыш течет на Север» – экскурсии помогут зрителям ближе познакомиться с экспонатами, входящими в ее состав, получить полную, развернутую информацию:

 

1. Омск в истории великих открытий.

Это рассказ о роли города Омска и его жителей в освоении Северного морского пути и Арктики. На экскурсии пойдет речь о роли полярных исследований А. В. Колчака, чье имя неразрывно связано с Омском, и о Карских экспедициях, ставших источником вдохновения для художников, и о непосредственном участнике событий – судне «Анастас Микоян».

2. Аборигены российской Арктики. Уклад и традиции северных народов.

В состав выставки «Иртыш течет на Север» входят предметы, которые помогут больше узнать о жизни коренных северных народов (ненцев, хантов и коряков): одежда, сумки и пояса, украшенные традиционным орнаментом, и детские игрушки, яркие и самобытные.

3. Немцы и ненцы. Из историй военных сражений у берегов Омской области.

Многие омичи сегодня, придя на выставку, делают для себя открытие: в Омской области было море. И в акватории Карского моря в годы Великой Отечественной Войны разворачивались активные боевые действия. В центре внимания события тех лет, героические и трагические.

4. В экспедицию! Путешественники, исследователи, художники в северных экспедициях.

Тема добычи сибирских углеводородов была особенно актуальна для художников в 1970-е – 1980-е гг. В начале 1970-х гг. была создана творческая группа «Нефть и газ Сибири», в которую вошли художники и журналисты из разных городов страны. Группу возглавил Алексей Николаевич Либеров (Омск). Экспедиции омских художников были плодотворны и успешны, тем не менее в творческих поездках на север наступил длительный перерыв, и только в 2016 году авторы из Омска приняли участие в Международном ямальском пленэре на Полярном Урале. В числе участников  – один из кураторов проекта Сергей Баранов.

Своим посетителям музей также предлагает принять участие в игре-квесте «Два капитана». Интерактивная игра для детей и взрослых посвященная полярным экспедициям. Участники освоят сложные маршруты (навигационные и метеорологические задания) и обретут навыки туризма (поиск «воды» и «пищи» на местности, сигнальные системы).

 

Фотографии с открытия выставки