Иван Билибин. Помни о Севере
В начале 1900-х гг. Билибин был занят не только выполнением заказов Экспедиции по заготовлению государственных бумаг. Он активно включился в работу по изданию открыток в пользу Общины св. Евгении – широко известной благотворительной организации сестер Красного Креста. Для поддержки деятельности Общины и с целью народного просвещения еще в 1896 г. было начато издание художественных конвертов открыток по акварелям известных русских художников. В 1897 г. к этому подключились многие художники, в т. ч. И. Репин и К. Маковский. На рубеже XIX–XX столетий новый импульс этим изданиям придали резонансные события – столетие А.С. Пушкина в 1899 г. и двухсотлетие Петербурга в 1903 г., и как раз на этом фоне среди авторов открыток в пользу Общины св. Евгении появляются И. Грабарь и И. Билибин, изображавшие памятники архитектуры и пейзажи Русского Севера, «который начинает своею самобытностью и сохранностью вековой культуры интересовать не только русское общество, но и Европу»15. Открытки Билибина представляют особый интерес для истории русского зодчества: на них в цвете представлены памятники деревянной архитектуры Вологодской, Архангельской и Олонецкой губерний, обычно известные по черно белым воспроизведениям. Некоторые из храмов, запечатленных Билибиным, уже безвозвратно утрачены – это церкви в Подужемье, Кокшеньге, Верховье. Колокольня в Цивозере понизилась и существенно изменила свои пропорции, и к началу ХХ в. практически вросла в землю. В случае с Почозерским погостом в Кенозерье материалы Билибина оказались существенным подспорьем при проведении реставрации этого памятника ивоссоздании утраченного покрытия в виде характерной «бочки» на церкви Обретения главы св. Иоанна Предтечи. В январе 1905 г., извиняясь за задержку текста статьи «Народное творчество Русского Севера» для журнала «Мир искусства», Билибин объясняет в письме А. Бенуа: «Не знаю, может быть, я слишком долго остановился на описании каждой отдельной церкви, но мне это казалось необходимым, так как по поводу каждой можно было сделать некоторые замечания общего характера». Однако эта сторона творчества И. Билибина важна еще и в связи с тем, что она раскрывает цельность и универсальность его личности: все открытки 1903–1904 гг. сделаны не только по непосредственным и свежим впечатлениям от поездок на Север; некоторые из них были созданы на основе снимков, выполненных им на местах. Здесь необходимо отметить особое видение Билибина-художника, его талант в построении композиции, выборе ракурса, позволяющем оценить памятник или весь архитектурный ансамбль во всем его великолепии. Тоесть Билибин-фотограф не перестает быть художником, хотя, казалось бы, тогда, в начальную эпоху истории фотографии, этот новый и относительно легкий способ воспроизведения действительности воспринимался как угроза живописи, требовавшей многолетнего труда для достижения необходимого мастерства. Среди открыток в пользу Общины св. Евгении – не только отдельные объекты, но и северные пейзажи – панорама набережной Великого Устюга, густой непроходимый северный лес и особые, характерные северные мельницы-столбянки, которые «производят сильнейшее воздействие обнаженностью своих архитектурных конструкций, напоминая вымерший животный мир отдаленных геологических эпох».



