
Нганасаны – самый древний северный народ евразии, потомки неолитических охотников на дикого северного оленя, живших на Таймыре еще в XV в. до нашей эры. На земле их осталось 747 человек (по последней переписи населения 2010 г.).
Нганасаны живут только на территории Таймырского Долгано-Ненецкого района: в Дудинке, поселках Волочанка, Усть-Авам и Новая. Русскоязычное население, пришедшее на Таймыр, называло их по-другому – самоедами. Нганасаны относятся к самодийской группе уральско-юкагирской семьи языков. Само название «самояди» в русском прочтении несколько исказилось.
Название «нганасаны» имеет разные возможные переводы – «человек», «мужчина». Образовано от нганасанского слова «ђанасан» – люди, «ђанаса» – человек.
Сами нганасаны говорят о себе так: «Мы – народ ня». Нганасаны задержались в каменном веке вплоть до XIX столетия: жили охотой на оленей и рыболовством, поклонялись языческим богам, не имея никакого представления о том, что творится в мире. Приход на Таймыр цивилизации стал причиной психологического надлома этноса. На Таймыре стараются сохранить культуру этноса. В частности, этим занимаются сотрудники Таймырского дома народного творчества.
Народ ня традиционно жил натуральным хозяйством. Задачей мужчин была охота на диких оленей и рыболовство, женщин – изготовление из шкур одежды для всех членов семьи. Гардероб составлялся из пяти парок: повседневной, праздничной, погребальной, летней и зимнего сокуя (самой теплой одежды с капюшоном). Женщина шила все светлое время, начиная с того момента, когда после полярной ночи появляется солнце. В итоге рождались настоящие произведения искусства, украшенные различными узорами, орнаментами и кожаными ремешками, которые несли в себе всю информацию о владельце: сколько ему лет, из какого он рода. У нганасан не существовало письменности, а одежда по сути служила паспортом. Красный цвет на парках олицетворял солнце, тепло, священный огонь, костер; белый – снег, свет; черный – болезнь, полярную тьму, его нганасаны придумали его задолго до Малевича – на спинке сокуя мужчин, на парках у женщин означает бесконечность бытия.
Вплоть до XIX в. нганасаны передвигались по Таймыру исключительно пешком, их обувь – бокари – имела очень необычный вид. Она без подъема, с широкой площадкой внизу. «Так меньше проваливаешься в снег, и легче доставать оттуда ногу», – поясняет представитель народности, сотрудник Таймырского дома народного творчества Алексей Чунанчар.
Нганасаны называют свою одежду костюмом священной гагары: согласно мифологии, они ведут род от этой птицы. Народ издревле придерживался языческой веры. Все явления природы считались порождением Матери Земли, Матери Солнца, Матери Воды и так далее. Почитались родовые и семейные покровители (койка) – в виде камней, скал, деревьев и причудливых фигурок. У них просили удачи на охоте, излечения от болезней. Почти у каждой кочевой группы был свой шаман.
Жили нганасаны в чумах – передвижных сооружениях конической формы – летних и зимних, покрытых нюками, старыми оленьими шкурами. “Когда печку растапливаешь, все тепло крутится внизу, – рассказывает Алексей Чунанчар, – дым уходит наверх, а все хорошие эмоции спускаются оттуда к хозяевам”.
В XIX в. у нганасан появились домашние олени, тогда они стали передвигаться по тундре на балках, напоминающих маленькие вагончики. Два таких балка можно увидеть во дворе Таймырского дома народного творчества.
Питались нганасаны тем, что добывали на охоте или приносили с рыбалки. Мясо дикого оленя в разных видах – вот главное блюдо меню. Продуктом длительного хранения считалось тюрюбё (сушеное мясо). Подобная технология применялась и для приготовления хуакы – вяленой рыбы. Важное условие: рыба должна быть исключительно свежей, пять минут назад извлеченной из воды. Из куропаки нганасаны готовили номсу быэ – суп, приправленный мукой и напоминающий жидкую манную кашу. Перед готовкой тушку куропатки опаливали на огне, что придавало блюду пикантный аромат и в какой-то степени заменяло специи, которые (кроме соли) нганасаны не использовали.
«Я люблю тебя» по-нганасански – «Мэнэ тэнэ мон`юнтум». Язык относится к самодийской группе уральско-юкагирской семьи языков. Он был бесписьменным, теперь в целях его сохранения появилось несколько букварей. Автор большинства – Светлана Жовницкая. Надежда Костеркина составила нганасано-русский и русско-нганасанский разговорник.
Аналогичные функции выполняет издание «Язык нганасан» с иллюстрациями художника Мотюмяку Турдагина. Родной язык теперь учат и в детском саду, и в школе.
Познакомиться с культурой нганасан можно в Дудинке, в Таймырском доме народного творчества и в Таймырском краеведческом музее. Некоторые предметы быта хранятся в норильском музее, довольно много – в частном музее Олега Крашевского на озере Лама.
по материалам выставки и одноименного каталога «Книга Севера»