Художники Севера: Грабарь

Время чтения: < 1 минуты

…вначале работа не спорилась — я никак не мог найти необходимый для открытки язык, который в одно и то же время был бы достаточно декоративен и не искажал бы моего собственного лица. Только медленно, путем долгих и упорных исканий, период первоначальных неудач сменился уверенностью: тут впервые я сознательно попробовал применить завещанный мне П.И. Чайковским его метод „высиживания“ — „рассудку вопреки, наперекор стихиям“. Сидел, сидел и в конце концов высидел.

по воспоминаниям художника

Игорь Эммануилович Грабарь также вспоминал, что во время своей поездки он «беспрестанно обмерял и снимал деревянные церкви, снаружи и внутри, делая выписки из клировых ведомостей о датах их построения, снимая иконы, утварь, шитье, а также интересные древние избы».

Поэтому столь подробны названия открыток и подписи к ним, поэтому столь внимательно отношение даже к простановке ударений в названиях. Художник специально указывал: «На подписях надо <…> поставить ударения на названиях сел: Пáнилово, Рáкул — как произносят их на Севере»

И.Э. Грабарю очень тяжело далась работа над этими рисунками, ведь перед ним стояла задача не только документально точного отображения наиболее замечательных в художественном отношении памятников северного зодчества, но и формирования у покупателей открыток, которые никогда не посещали этот регион, представления о его культурной неповторимости.