
«Будет несколько неточным (лишь в смысле преуменьшения) сказать, что в народном быту, особенно дореформенной России, прялок было столько же, сколько и крестьянских семей» — писал В.С. Воронов.
Прялку девушке обычно дарил жених, делая ее сам, вкладывая в изготовление все свое мастерство и надежды. С прялкой были связаны определенные обряды. Сватаясь, жених снимал с прялки невесты кудель и сжигал ее в знак, что девичество закончилось.
Как и любой другой предмет быта, прялка нуждалась в «защите». По олонецким поверьям, пряха, оставляя прялку с куделью на ночь, непременно должна была защищать ее молитвой. Символические знаки (вырезанные или нарисованные) и были своеобразной «молитвой», нанесенной на поверхность предмета.
по материалам выставки и одноименного каталога «Строго на Север»