Открытые письма

Время чтения: 4 минут(ы)
СЕЛО ПОДУЖЕМЬЕ, АРХАНГЕЛЬСКОЙ ГУБЕРНИИ, КЕМСКОГО УЕЗДА 1905 г.
Открытое письмо
По рисунку И.Я. Билибина 1904 г.
СПб.: Изд. Общины св. Евгении

Для развития видовой открытки с темами Русского Севера огромную роль сыграли две серии, выпущенные вне рамок исследуемого региона — в Санкт-Петербурге — благотворительным издательством при Общине св. Евгении. Открытки с издательской маркой в виде красного креста под зеленой короной, издаваемые под чутким руководством петербургских художников круга объединения «Мир искусства», сыграли огромную просветительскую роль в начале ХХ в., оказав положительное влияние как на общество в целом, так и на деятелей культуры, направляя в определенное русло их творческие помыслы.

Первая «северная» серия видовых открытых писем под названием «Деревянное зодчество Севера» была выпущена в 1911 г. В нее вошли десять открыток, отпечатанных с фотографий художника Ивана Яковлевича Билибина (1876–1942). Фотографии были исполнены им в ходе путешествий в 1902 и 1904 гг. в Вологодскую, Архангельскую и Олонецкую губернии по командировкам этнографического отдела Русского музея Императора Александра.

Вторая серия, расширяющая первую, увидела свет в 1916 г. и была отпечатана со снимков выпускника архитектурного отделения Императорской Академии художеств Николая Ивановича Сластихина (1884–?). Издательство придавало особое значение этим сериям и посвятило первой из них даже отдельную рекламу в периодике.

Интересно, что Русский Север на открытках Общины св. Евгении впервые появился не в виде фотографических снимков, а именно в виде рисунков художников, которые создавались специально для издания на небольших бланках открытых писем.

ПО СЕВЕРНОЙ ДВИНЕ. ИЛЬИНСКАЯ ЦЕРКОВЬ В СЕЛЕ ПАНИЛОВЕ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ГУБЕРНИИ,
ПОСТРОЕННАЯ В 1600 ГОДУ 1904 г.
Открытое письмо
По рисунку И.Э. Грабаря 1908 г.
СПб.: Изд. Общины св. Евгении

И первооткрывателем здесь стал Игорь Эммануилович Грабарь (1871–1960), который в 1902 г. совершил путешествие по Северной Двине и привез из него несколько этюдов, множество альбомных зарисовок и фотографий. Сотрудники журнала «Мир искусства» «долгое время были заняты мыслью издать фотографии, рисунки, акварели, воспроизводившие северное деревянное зодчество». Заказ для Общины св. Евгении в мае 1903 г., исходивший от А.Н. Бенуа, был призван как-то компенсировать художнику эту несостоявшуюся публикацию.ский цвет. Художник вспоминал, что во время своей поездки он «беспрестанно обмерял и снимал деревянные церкви, снаружи и внутри, делая выписки из клировых ведомостей о датах их построения, снимая иконы, утварь, шитье, а также интересные древние избы». Поэтому столь подробны названия открыток и подписи к ним, поэтому столь внимательно отношение даже к простановке ударений в названиях. Художник специально указывал: «На подписях надо <…> поставить ударения на названиях сел: Панилово, Ракул — как произносят их на Севере».

Большинство открытых писем, созданных по эскизам И.Я. Билибина, так или иначе связаны с образами северных русских земель. Серия открыток с изображением памятников деревянного зодчества Русского Севера, выпущенная Общиной св. Евгении в 1905 г., является вершиной работы мастера в этом жанре. Подготовка рисунков серии велась накануне очередного отъезда художника в командировку на Север и сразу после выхода в свет открыток И.Э. Грабаря. Всего в серию вошли десять композиций, по мере готовности передаваемых художником в издательство.

МЕЛЬНИЦЫ В ТОТЕМСКОМ УЕЗДЕ, ВОЛОГОДСКОЙ ГУБЕРНИИ 1905
Открытое письмо
По рисунку И.Я. Билибина 1904 г.
СПб.: Изд. Общины св. Евгении
МЕЛЬНИЦЫ В ТОТЕМСКОМ УЕЗДЕ, ВОЛОГОДСКОЙ ГУБЕРНИИ 1905
Открытое письмо
По рисунку И.Я. Билибина 1904 г.
СПб.: Изд. Общины св. Евгении

Композиция этих открытых писем трактуется как «портрет» памятников деревянной архитектуры, а изображения деревянных церквей уподобляются национальному образу русского дерева как олицетворения жизни и ее истоков. Лаконичная простота архитектурных построек Русского Севера вторит предельно четкой и ясной графической манере И.Я. Билибина. Здесь особенно ярко отразился его талант к полиграфическому видению, умение работать большими плоскостями локального цвета в пределах сравнительно небольшого формата открытки. Многие работы этой серии по своему художественному решению напоминают витражные композиции петербургского модерна, для которых было характерно включение в общую декоративную плоскость окна фрагмента с изображением постройки в окружении природы северного края.

СЕВЕРНОЕ ЗОДЧЕСТВО. ДЕТАЛЬ БОГОРОДИЦКОЙ ЦЕРКВИ В ВЕРХОВЬЕ, ТОТЕМСКОГО УЕЗДА, ВОЛОГОДСКОЙ ГУБЕРНИИ 1911 г.
Открытое письмо
Фотограф И.Я. Билибин
СПб.: Изд. Общины св. Евгении

На одном из открытых писем издания Общины св. Евгении И.Я. Билибин запечатлел поразившую его Богородицкую церковь в погосте Верховье Тотемского уезда Вологодской губернии. В своей статье «Народное зодчество русского Севера» он отдельно написал об этой постройке: «Когда я увидел эту церковь, я пришел в благоговейный трепет; я пожалел, что я не великан и не могу взять это милое архитектурное произведение и перенести куда-нибудь далеко, в сохранное место <…> Уже пятьдесят лет, как в этой церкви не служат. Она покосилась набок и вросла в землю. Заколоченная досками дверь глубоко вошла в почву, и открыть ее не было никакой возможности. Я пробрался туда через окно, прыгая с значительной высоты вниз. Внутри — гнилые, танцующие под ногами половицы, запустение и стаи вспугнутых галок, с гамом разлетевшихся в разные стороны». Фотоснимок детали этой церкви, сполненный художником, был опубликован Общиной св. Евгении в уже упоминавшейся выше серии «Деревянное зодчество Севера».

Открытка «Костюм замужней женщины Олонецкой губернии Каргопольского уезда» 1905 г.
Билибин И.Я.
Санкт-Петербург
Бумага, печать.
Ивангородский филиал ГБУК ЛО «Музейное агентство» – Ивангородский музе
Открытка «Костюм Вологодской девушки в праздничном наряде» 1905 г.
Билибин И.Я.
Санкт-Петербург
Бумага, печать.
Ивангородский филиал ГБУК ЛО «Музейное агентство» – Ивангородский музей