История строительства города на вечной мерзлоте удивительна и драматична одновременно. Удивительна, потому что в Норильске масштабно освоены градостроительные технологии, нигде до этого не применявшиеся. А драматична из-за использования труда заключенных Норильлага. Отсюда и расхожая фраза «Норильск на костях построен!».
Постановление Совнаркома СССР «О строительстве Норильского никелевого комбината» вышло 13 июня 1935 г. Но тогда никто не задавался вопросом: какие методы будут применяться при строительстве. Норильчане были первыми, кто столкнулся на практике с проблемой строительства на мерзлых грунтах. «Осенью 1935 года в Норильске была создана мерзлотная станция, начальником которой был назначен молодой физик Александр Михайлович Елистратов. Сотрудники станции установили наблюдение за опытными деревянными сваями, засыпанными талым грунтом… В числе самых важных задач на 1936 год значились: исследование плотины на озере Долгом, определение перспективного основания на промплощадке, изучение грунтов Дудинского порта и насыпи вдоль трассы железной дороги. Первое производственное здание было разрушено растаявшим основанием летом 1936 года. Жилые бараки простояли еще год и тоже пришли в негодность».
Летом 1936 г. в помощь был привлечен Комитет по изучению вечной мерзлоты АН СССР. Руководил бригадой Вацлав Тумель. Специалисты обследовали трассу от Дудинки до Норильска, проверяя на прочность снег, – начиналось строительство узкоколейной железной дороги. Затем проводила испытания на сопротивление льда сжатию, вдавливанию и сдвигу. Для строительства цехов комбината подыскивались ровные площадки с галечным грунтом. Но каждый раз сроки проектирования и строительства срывались – при бурении шурфов обнаруживался ледяной слой и работы прекращались.
Ж.Д. Дудинка-Норильск, 1939 г. Автор неизвестен, Музей НЖД
В 1937 г. под руководством инженера-керамика Федора Холодного в Норильске построили кирпичный завод с применением метода свайного фундирования. Но это была нерациональная технология: грунт прогревали, он оттаивал, в лунку ставили сваю и все это замерзало. Получалось прочно, но нужно было долго ждать, когда мерзлота восстановится.
Позже один из политзаключенных Михаил Ким усовершенствовал эту технологию. Ким доказал, что рациональнее вовсе не оттаивать мерзлоту, отверстия для свай можно пробурить канатно-ударными станками. Для того чтобы убедить в этом вышестоящее начальство, понадобились годы кропотливого труда. С 1942 по 1967 г. Михаил Ким написал 42 научных работы. А в 1966 Михаил Ким и еще десять норильчан получили Ленинскую премию за «внедрение прогрессивных индустриальных методов при строительстве заполярного Норильского комбината и города Норильска в условиях вечномерзлых грунтов и сурового климата».
Но до появления добротных кимовских фундаментов было еще далеко, между тем строительство комбината и города нужно было начинать незамедлительно. Вопрос сдвинулся с мертвой точки с приходом в 1938 г. нового начальника комбината Завенягина. Он предложил построить производство полного цикла так, чтобы получать на месте конечный продукт, а работникам проживать в Норильске постоянно. Вот основной принцип строительства комбината: «Все крупные цеха, выделяющие тепло, работающие на горячей воде и паре, нужно строить на скальном основании, идя даже на такие затраты, как фундаменты глубиной 18 метров. Второстепенные цеха можно строить на мерзлых грунтах, дающих незначительную осадку и допускать оттаивание. Например, ремонтно-механический завод. Некоторые подсобные цеха строить на вечномерзлых грунтах, дающих большую осадку, но устраивать продувные подполья и сохранять мерзлоту».
Что касается гражданского строительства, считалось, что первые вольнонаемные строители смогут воспользоваться постройками, созданными их предшественниками. Однако на деле большинство построек успело прийти в негодность, а люди ютились в ужасной тесноте. Так, в норильском городском архиве есть ряд документов, которые иллюстрируют, как принимались первые дома-бараки, выстроенные на вечной мерзлоте. В акте-приемке жилого деревянного одноэтажного дома в с. Дудинка говорится: «При осмотре дома нашли следующие недостатки: капитальные стены сложены с провесом до 2-х сантиметров, угол капитальной стены потерял уровень отвеса до 3-х сантиметров, фундамент заложен был на мерзлую землю, вследствие чего капитальная стена осела приблизительно на 4–5 сантиметров ниже углов. С северной стороны в одном месте на крыше первый и нижний ряд досок наложен неправильно, вследствие чего имеется в 2 миллиметра щель, в которую будет протекать дождь… Комиссия находит необходимым крышу северной стороны переделать, а с остальными подмеченными недостатками – согласиться, так как большого значения они не имеют. Дом считать принятым в эксплуатацию».
Генеральный план Норильска был разработан главным архитектором Непокойчицким в 1940 г. на 32 000 жителей. Но он был не единственным документом – планы менялись и перерабатывались по ходу строительства города. Население Норильска росло быстрее плана, а проектировщики осваивали новые метода строительства на вечной мерзлоте. Первый многоэтажный дом в старом городе сдали к 1942 г. – это был трехэтажный Дом инженерно-технических работников (ДИТР). Фасад здания был решен в классическом стиле, с большим количеством лепных изделий, внутри были предусмотрены концертный и танцевальный залы, игровые комнаты – шахматная и бильярдная, библиотека и помещение для выставок. Сегодня здание хоть и считается памятником архитектуры местного значения, официально числится за проектно-конструкторским центром Института «Гипроникель». Рабочий стол одной из сотрудниц учреждения Лидии Лосенко стоит в том самом помещении, где она отмечала свой школьный выпускной в 1972 г.: «Здесь было кафе “Уголек”. Но сначала мы с девочками – они все были в белых платьях – поднялись по лестнице с красной ковровой дорожкой в танцевальный зал. А после танцев переместились в кафе. Посидели. Вечером родители остались в ДИТРе, а мы с ребятами уехали на турбазу».
Первые дома в старом городе, 1940-е гг. Автор неизвестен, Фотография МКУ НГА
Строительство жилых домов на октябрьской площади, 1947 г. Автор неизвестен, Фотографии МКУ НГА
Е.Н. Коваленко
По материалам выставки и одноименной книги «Освоение Севера. Тысяча лет успеха»