Торговый человек Кондрашко Курочкин, появившийся на Енисее откуда-то с Северной Двины, обосновался в Туруханском зимовье летом 1610 г. Подобрав себе напарников, отправился Курочкин на легких кочах вниз по Енисею. Когда состоялась эта первая разведка Пясинского устья, Минин и Пожарский еще не начинали поход за освобождение Москвы, к совершенно пустынным берегам Миссисипи успел проникнуть лишь один европеец, Нью-Йорка не существовало еще и в помине – вот когда это было! От того же Курочкина в 1616 г. пришло в Тобольск, стольный град Сибири, донесение о том, что проезд с моря к енисейскому устью есть и «что большим кораблям из моря в Енисей пройти мочно».
С нганасанами, самым северным народом мира, русские впервые встретились все в том же 1610 г., когда мангазейские казаки проникли на реку Пясина и обложили ясаком «пясидскую самоядь». Из сообщений сборщиков ясака видно, что нганасаны оказывали сопротивление, случались даже кровавые столкновения. Однако постепенно удалось погасить конфликты местных с пришлыми, и к середине XXVII в. западные нганасаны признают правление России, тем более что русские помогают им отражать нападения их соседей. Почти все племена постепенно вступают в состав Российской империи и становятся «ясачными людьми». У местных в результате обменов появляется оружие, чай, табак, всевозможные украшения и бисер и т. д.
В 1648 г. мореходы Федот Попов и казачий атаман Семен Дежнев совершают плавание вдоль берегов Чукотки, открыв пролив между Азией и Америкой. Этот поход считается главным достижением поморских плаваний на восток. Уже к 1578 г. Московское государство имело сведения, что из реки Оби можно проплыть на Дальний Восток, причем два рейса из реки Обь в Америку равны одному из Испании. К слову, в 2014 г. про арктическое путешествие по маршруту Семена Дежнева решил снять фильм наш современник Леонид Круглов. В 2015 г. вместе со специалистом по воздушным съемкам Владимиром Филипповым они отправились на север, и за два года экспедиции с 60 кг оборудования на человека проехали всю страну – от Карелии до Берингова пролива на Чукотке.
Итак, «в 1610 году было основано в этом районе первое русское поселение Дудинка, а затем другие русские поселения: Кресты, Волочанка, Боганидка, после чего русские выходят к устью реки Хатанга». Для сбора ясака и ведения торговли проложен Хатангский тракт с многочисленными станками – он проходит южнее летних кочевий нганасан и связывает Дудинское и Хатангское зимовья.
Петр I оказался одним из вдохновителей организации экспедиции для поиска северо-восточного прохода и одновременного изучения возможностей навигации в полярных морях. По указу императора вновь снаряжаются Камчатские экспедиции во главе с Витусом Берингом и его помощником Алексеем Чириковым. В ходе проведения первой камчатской экспедиции (1725–1730 гг.) Беринг подтвердил наличие пролива, разделяющего Чукотку и Аляску. Тогда же впервые была выявлена истинная протяженность Сибири. Пролив был назван в его честь.
Вторая Камчатская экспедиция получает название «Великой северной», и снова проходит под общим руководством Беринга; руководителями отрядов также назначены братья Дмитрий и Харитон Лаптевы, Степан Малыгин, Семен Челюскин и другие. Длилась эта экспедиция без малого 10 лет (1733–1743 гг.). Участники экспедиции во время походов впервые нанесли на карту почти все русское побережье Северного Ледовитого океана, берега Охотского и Берингова морей. Ими были открыты п-ов Аляска, Алеутские и Камандорские острова.
Участком Таймырского п-ова от р. Лены до р. Енисей занимался отряд под руководством Василия Прончищева, его жена Татьяна путешествовала вместе с ним. В экспедиции они оба умерли, не дожив до ее финала, и так и не дойдя до северной части п-ова. Их судно встало и оказалось раздавлено льдами, дальше команда продолжала путь на собачьих упряжках. В результате этой экспедиции была открыта самая северная точка Азии – мыс Челюскина, в честь его первооткрывателя.
9 мая 1742 г. челюскинцы достигли мыса, от которого берег резко поворачивал на юг – это был самый северный участок Таймырского п-ва. Вот когда можно было крикнуть: «Эврика!» В дневнике Челюскин так описал этот исторический день: «Сей мыс каменной, приярой, высоты средней, около оного льды глаткие и торосов нет. Здесь именован мною оный мыс: Восточный Северный. Поставил маяк – одно бревно, которое вез с собою» (в снежной пустыне не хватало леса и каждое бревнышко считалось желанной и важной находкой). Харитон Лаптев, находившийся на берегах Дудинки, с тревогой ожидал Челюскина. И, будучи человеком предусмотрительным, выслал ему навстречу несколько казаков и якутов с продовольствием. Трое суток челюскинцы шли сквозь пургу и без отдыха. Тут и пригодился принцип Челюскина: «Начатое свершиться должно».
Харитон Лаптев сказал однажды своему другу Семену Челюскину: «Не ведаю и сам, как сие будет. Но знаю, пойдут российские корабли Северной морской дорогой. Для человека, жаждущего деятельности, великие открываются здесь возможности». В 1741 г. Семен Челюскин в пешем походе описал западное и северное побережье п-ова Таймыр, где он выявил северную оконечность азии, впоследствие названную в его честь. Важный итог экспедиция – создание атласа российской империи.
Автор М.В.Хорошевская
По материалам выставки и одноименной книги «Освоение севера. Тысяча лет успеха»