Шаманы — посредники между людьми и духами

Время чтения: 3 минут(ы)

Шаман «ворожбит, кудесник, волхв сибирских инородцев», шаманить «кудесить по образу шаманов, впадая в неистовство» – происходит от эвенкийского шаман/саман/hаман ‘шаман’, шамалди/самалди ‘шаманить’. Слово “шаман” начало употребляться как термин для обозначения жреца-устроителя экстатических обрядов среди всех сибирских народов, и постепенно стало универсальным определением религиозной деятельности данного типа, принятым повсеместно (как в русской, так и в западной научной литературе). В русскоязычной литературе употребителен термин камлание для обозначения шаманского ритуала, произошедший от тюркского кам ‘шаман’.

М. Элиаде пишет, что «шаманизм имеет универсальное распространение, так как универсальна его фундаментальная идеологическая основа – представление о трех мирах и возможность общения между ними, универсальна и техника экстаза, с помощью которой осуществляется это общение». Мировоззренческой основой шаманизма вообще и шаманизма таймырских народов в частности является представление о делении Вселенной на три мира, расположенных вертикально один над другим (Нижний мир – царство мертвых, Средний мир – земля людей, Верхний мир – небеса) и о Мировом дереве (космической оси, соединяющей эти миры). шаман как медиум, «посредник в отношениях человека с миром духов» обладает способностью перемещаться в Верхний и Нижний миры, выполняя связующую функцию между членами своей социальной группы и сверхъестественными силами. Контакт шамана с другими мирами возможен только в ритуальной обстановке камлания, во время которого наступает экстаз – измененное состояние сознания. После выхода из экстатического состояния шаман передает членам социума информацию, полученную им во время путешествия в мир божеств.

В старину шаманы камлали перед войнами, испрашивая победу для племени, охраняли своих людей от злых духов, лечили больных. Одним из главных камланий шамана было годовое камлание джылга кыырыы. Оно производилось весной и посвящалось божеству Верхнего мира Юрюнг Айыы, у которого шаман испрашивал благополучие для своей кочевой группы. Шаманы заботились об охотничьей удаче, плодородии домашних оленей, отыскивали потерявшихся в пургу людей, вызывали дождь при лесном пожаре и т. д.

Ненцы считали, что шаман определяется уже при рождении. Становление ненецкого шамана описала Хомич. Отличительные признаки – родимое пятно или особая пленочка на темени у новорожденного – указывали на будущего шамана. Однако шаман (тадебя, или тадибей) мог родиться только в шаманском роду: дар шаманства у ненцев передается по наследству и переходит, как правило, от отца к сыну. шаманкой могла быть и женщина, ее называли не тадебя (не – женщина). Будущий шаман в детстве ничем не отличался от остальных детей, но в отрочестве его начинали мучить видения, болезни, нервные припадки. Считалось, что в это время к нему являлись тадебцё (духи – помощники предка шамана) и принуждали его к шаманской деятельности. «Они являются ему в различных видах, как во сне, так и наяву, терзают душу его разными заботами и опасениями, особенно в уединенных местах, и не отстают от него до тех пор, пока он, не видя боле никаких средств идти против воли божества, не сознает, наконец, своего призвания и не решится последовать ему». Дар шаманства ложился на его обладателя тяжким бременем, принуждая к шаманской деятельности. Обучение молодого ненецкого шамана было описано в XIX в.  Шабуниным, который указывает, что обучение шамана у ненцев длилось до 20 лет, и только прошедший все ступени обучения шаман имел главный атрибут – бубен.

Попов описал семь категорий долганских шаманов, различавшихся по специализации, степени квалификации, наличию шаманских атрибутов. Важнейшим атрибутом шаманского обряда является шаманский костюм. Без него обращение к духам невозможно, в нем заключены главные шаманские секреты, а следовательно – вся сила шамана. Костюм изготавливали родственники шамана из шкуры специально добытого оленя и «оживляли» его специальным ритуалом. Очень важны на шаманском костюме металлические подвески: лодки, сабли, остроги, стрелы и другие орудия, которыми шаман пользуется во время своих путешествий, а также металлические изображения животных и птиц, в которых вселяются духи. Чем больше подвесок, чем громче звенит железо во время шаманского представления – тем больше у шамана силы, тем выше его авторитет среди соплеменников.

бубен, шаман

Бубен с колотушкой («женщинам
помогающий бубен»). Копия 
шаманского бубна.
Таймыр. Нганасаны. 1990–2000 гг.