С 1594 по 1597 г. предприняты три голландские экспедиции, в первой из которых Виллем Баренц командовал одним из кораблей, а во второй и третьей был штурманом. Третья экспедиция стала самой трагической — и последней для Баренца. Обогнув мыс Желания — северную оконечность Новой Земли, — голландцы попали в зону непроходимых льдов, и им пришлось остаться в Ледяной гавани. Ни один из европейцев до тех пор в Арктике не зимовал. Моряки были вынуждены разобрать корабль.
Эта трагедия отражена в гравюре «Зимовка голландцев на Новой Земле». Источником для ее создания стали рисунки из дневника Геррита де Веера, который был корабельным плотником в экспедиции, вел путевые записи и выполнял зарисовки. Дневник де Веер издал по возвращении на родину, и он моментально стал очень известным и популярным. Рисунки из книги Я. Орлерса и Х. ван Гестенса «Лавры Нассау. Описание и представление всех побед на воде и на суше, которые Бог даровал Генеральным штатам соединенных нидерландских провинций под предводительством и правлением его превосходительства принца Морица Нассауского», изданной в 1612 г., посвящены арктическим экспедициям Баренца, начиная с 1594 г. и до смерти Баренца и возвращения выживших членов команды в Голландию в 1597 г.
Еще одна гравюра, основанная на зарисовках де Веера, — «Наконец вновь увидели людей» Теодора и Израэля де Бри, изображает встречу 28 июля 1597 г. голландских моряков, возвращающихся после тяжелой и опасной зимовки на Новой Земле, с русскими поморами. В тексте сказано, что голландцы были чрезвычайно рады русским: «Наконец мы увидели людей». Русские спросили: «Сrable pro pal? (Корабль пропал?)», и голландские моряки ответили: «Сrable pro pal». Гравюра помещена в третью часть знаменитого издания «Малые путешествия» Теодора де Бри (1601). Сам Виллем Баренц не дожил до окончания зимовки: 20 июня 1597 г. он умер, и моряки похоронили его во льдах. До сих пор, несмотря на многократно предпринимаемые попытки, найти могилу Баренца никто не смог.
«Карта Финмархии, Московии и Лапландии от Дронтена до Архангельска» из известного Морского атласа Фредерика де Вита содержит обозначения географических координат. Карта самой северной оконечности Норвегии, одновременно самой северной оконечности Европы — провинции Финнмарк, Лапландии и части Московского государства достаточно достоверно отображает побережья северной части Скандинавии, Кольского п-ова и очертания Белого моря. Это одна из ранних карт с информацией о крупных отмелях восточнее Кольского п-ова, при этом способ их показа почти такой же, как в наши дни.
Все эти карты подтверждают наличие экономических связей европейского Севера с Россией.
На картуше портолана Фредерика де Вита портрет русского царя Алексея Михайловича (1629–1676) в горностаевой мантии, простирающего руку над лапландцем — символ претензий России на эти территории. С обеих сторон — изображения жителей Севера: оленевода, охотника, рыбака и пр. Картуш показывает важность северных территорий для России как с торговой, так и с военной точек зрения.
Масштаб карт становится крупнее, они деталь но отображают побережье и небольшие острова. На карты наносятся важные для мореплавателей данные о навигационных опасностях: мелях, подводных камнях. Введение в обиход лота — устройства для измерения глубины — позволило указывать глубины.
В России начало картоиздательскому делу положил Петр I. Одним из направлений Петровских реформ стало создание картографической школы, соответствующей мировому уровню. В решении этой задачи значительна роль выходцев из Голландии, первым из которых был гравер, картограф и типограф Адриан Шхонебек. Он прибыл в Москву в 1698 г., и вскоре при Оружейной палате под его руководством начинает действовать Гравировальная мастерская, которая стала первой в отечественной истории типографией, выпускавшей карты. Имена Петра I и А. Шхонебека в российской картографии часто стоят рядом. На большинстве первых печатных карт имеется надпись: «Гравирована по
велению государя».
Как известно, внешняя политика Петра I стимулировала развитие морской торговли и освоение морских путей. Поэтому неудивительно, что первыми русскими картами стали морские, а вышли они из-под резца Шхонебека, использовавшего достижения европейских науки и техники в области создания точных карт. Первые русские печатные карты его работы — уникальные памятники отечественной картографии. Печать карт в России начинается с 1701 г. Карта «Чертеж Река Двина или Архангельская» — одна из первых ранних датированных карт, гравированных и изданных Оружейной палатой в Москве. Карта охватывает устье р. Северная Двина. Подробно нанесены прибрежные населенные пункты; на месте современного Архангельска, в дельте р. Двина (теперь это Северная Двина) показаны караульни, якорные стоянки, церковь «С. Михаил Архангел». С одной из якорных стоянок указаны пеленги на примечательные точки берега, отмели, отметки глубин.
Еще одна карта Шхонебека — «Размерная карта начинающая от уского прохода между Рускаго и Белаго моря и от Типены даже до Каскаривы такожде от Канденоса даже до Кациуса», вышедшая в 1702 г., — показывает северо-восточную часть Белого моря. По вертикальной рамке карты дана оцифровка широт, но сохранена и сеть компасных направлений. На карту нанесены населенные пункты, на одном из островов и на западном побережье отмечены памятные, обетные кресты, выделены места, где «семгу солят». Детально показаны навигационные опасности: надписями отмечены «неудобные» и «неводные» места; отмели и мели с камнями, разреженные отметки глубин в саженях, показаны якорные стоянки.
В связи с отсутствием на тот момент отечественных источников, обе карты с некоторыми изменениями были скопированы с карты голландского картографа Йоханнеса ван Келена.
Начиная с работ А. Шхонебека, приоритет в картографировании российских арктических акваторий окончательно переходит к России. Ей, как морской державе, в военных и исследовательских целях требовалось соответствующее картографическое обеспечение, что требовало подготовки отечественных кадров. Для этой цели были учреждены специальные учебные заведения. Одним из них стал Морской шляхетный кадетский корпус, открытый в 1732 г. по указанию императрицы Анны Иоанновны. «Меркаторская карта Содержащая Белое море и часть севернаго океана
от Архангельска до Ютландскаго мыса Скагена с частью Новой земли, Гроенландии, Исландии и Шотландии, сделана точно против обыкновенной голландской карты мореплавателями до сего времени употребляемой», созданная в этом учреждении, демонстрирует значительный прогресс русской морской картографии. Повышается точность карт, насыщение ее математическими элементами: изображением графических масштабов в немецких и французских милях с указанием числа миль в 1° на разных широтах, с указанием склонения магнитной стрелки на 1780 г. Подробно показаны традиционные элементы навигационных карт: якорные стоянки, мели и отмели, прибрежные подводные камни, отметки глубин в саженях.
Дополняет ее «Плоская карта, Содержащая часть Белаго моря от реки Золотицы, до рейда при входе в реку Двину, и часть реки Двины с островами и корабельным фарватером до Архангельска». На ней показаны город Архангельск, Лапоминская гавань, монастыри, церковь Святого Антония, укрепления, маяк. В основе «Меркаторской карты Содержащей Белое море…» лежит голландская карта, исправленная по материалам русских гидрографических съемок 1756–1769 гг.
Меркаторская карта Восточной части Белого моря из Атласа Белого моря» 1833 г. по насыщенности навигационными элементами приближается к современным картам подобного масштаба. Эта карта содержит детальную характеристику побережья и глубин Белого моря. Работами по созданию атласа руководил Михаил Рейнеке, известный русский ученый-гидрограф, исследовавший Белое и Баренцево моря. В честь Рейнеке названы остров и залив в Охотском море, залив у Новой Земли.
Последние из упомянутых карт, содержащие всю сумму знаний, накопленных моряками и географами, стали ведущим средством мореплавания и позволили в будущем осуществить ряд знаменитых морских экспедиций.