Дед Мороз на ледоколе

Нет времени читать?
Время чтения: 3 минут(ы)

Открытка «С Новым годом!» По рисунку С. Горлищева. Издание Министерства связи СССР, 1979 год

С 1870-х годов в Европе, а затем и в России появилась традиция поздравлять друг друга с Рождеством и Новым годом с помощью открытых писем. Сотни издательств, крупных холдингов и небольших типографий издавали их на любой вкус. Пользоваться открытками в качестве поздравления могли даже неграмотные люди: праздничная символика была проста и понятна. Художники изображали подарки и заснеженные пейзажи, рождественских ангелов и счастливые семьи за столом.

В начале ХХ столетия главными «дарителями» на Рождество стали святой Николай, Санта-Клаус и рождественский дед. У каждого из них был свой собственный способ доставки подарков. Святой Николай приезжал на ослике, Санта-Клаус летал на оленях или пользовался самым современным транспортом — дирижаблем, паровозом или воздушным шаром.

После Октябрьской революции с отделением церкви от государства празднование Рождества стало нежелательным. Во время хорошо продуманной антирелигиозной кампании «пахнущие ладаном ёлки» и вовсе были отменены в школах и в прочих государственных учреждениях. Бороться с праздником было сложно: в семьях старались сохранить традицию. Но не было больше рождественских ёлок (в Ленинграде запрет на их продажу был утверждён на заседании Президиума Ленсовета 17 декабря 1929 года), не издавались больше поздравительные открытки с привычными праздничными символами. Кроме того, с 1929 года был введён новый революционный календарь, в котором 31 декабря и 1 января стали обычными рабочими днями.

С 1929 года был введён новый революционный календарь

Всё изменилось в 1935 году. 28 декабря в газете «Правда» вышла статья «Давайте организуем к Новому году детям хорошую ёлку!» В магазинах вдруг появились ёлочные украшения, в школах и детских садах в срочном порядке организовывались праздничные мероприятия. Новый советский праздник должен был получить новую символику. Так главным новогодним персонажем стал сказочный Дед Мороз — гость с Северного полюса.

Почтовые открытки к Новому году использовались для пропаганды достижений советской власти. Например, появление любого нового вида транспорта приводило к тому, что его начинал использовать Дед Мороз, развозя советским детям подарки. Он летал на аэропланах, ездил на новых автомобилях и, конечно, приплывал с Северного полюса на ледоколе.

Открытка «С Новым годом!» По рисунку Анатолия Антоновича Антонченко. Издательство «Изогиз», Москва, 1959 год

Хотя первые ледокольные суда «Таймыр» и «Вайгач» в Петербурге были построены в 1907–1909 годах, именно в советское время ледоколы стали символами научных достижений и освоения Севера.

Так, с завершением строительства ледокола «Арктика» в 1972 году началась целая кампания по его популяризации. О корабле писали газеты, он изображался на агитационных плакатах. Выпускалась многочисленная сувенирная продукция с его символикой.

В главный свой поход «Арктика» отправилась в 1977 году. Ледокол вышел из порта Мурманска 9 августа и за рекордные восемь дней, к 17 августа, достиг Северного полюса. Спецкор «Комсомольской правды» 18 августа передавал статью в редакцию с корабля: «Берём курс на норд! До полюса 600 миль!.. И снова “Арктика” идёт сквозь льды. Огромные глыбы бьются о борт ледокола, он вздрагивает и кренится. Иногда кораблю с ходу не удаётся пробить ледяную гряду, и тогда он отступает на минуту и снова идёт вперёд. На нижних палубах стоит такой грохот, как будто там включили фонограмму батального кинофильма. И всё же укрепрайоны полюса один за другим падают у форштевня атомохода».

Память о походе «Арктики» сохранили не только газеты. Остались поздравительные открытки с Дедом Морозом на ледоколе. В новом, 1978 году именно такие открытки с наилучшими пожеланиями разлетались по всей стране.

Автор — кандидат исторических наук, учёный секретарь Государственного музея истории Санкт-Петербурга.

 

По материалам рубрики «Северная коллекция» в журнале “Дилетант” январь 2018