«РУССКИЙ СЕВЕР» | МАЙ 2017

«БОЛЬШИМ СЮРПРИЗОМ ОКАЗАЛСЯ ДИЗАЙН ЭТОЙ ВЫСТАВКИ»

Информационное обозрение. Выпуск 14

Эфир 3 мая 2017 г., 10:45

В конечном итоге любая выставка делается для посетителей. Каковы же впечатления людей, пришедших на выставку в Великом Новгороде «Путь на север — истоки», которая получилась очень яркая и запоминающаяся?

«В первую очередь я обратил внимание на то, что на выставке (об этом было написано в аннотации) были показаны вещи из музейного фондохранения, которые ни разу нигде не выставлялись. И с этой зрения мне это было интересно, хотя я и не понимаю ничего в этой теме. Но вряд ли я смогу в каком-то другом месте это увидеть. Еще я бы хотел отметить, что очень удачно выбрано музейное пространство. Не так много артефактов, и в них не путаешься. Они все достаточно близко к тебе расположены, их все можно рассмотреть и запомнить. Потому что в некоторых музеях так бывает, что просто перенасыщено количеством предметов и в итоге не запоминается ничего. А здесь я многие вещи для себя зафиксировал, запомнил», — поделился своими впечатлениями один из посетителей.

«Меня на эту выставку пригласили коллеги, и я была готова к тому, что увижу. Я понимала, что все это будет очень интересно, но меня беспокоил такой вопрос – часто археологические памятники рассказывают нам прекрасные истории, они замечательны, но они неинтересно поданы. И большим сюрпризом оказался дизайн этой выставки, неожиданный и необычный. Он показал нам даже где-то и красоту этих памятников. Так что отдельное спасибо хочется сказать и дизайнерам, которые нам так здорово преподнесли эти замечательные артефакты», — отметила гостья организаторов выставки.

Над дизайном выставочного пространства работали художники Елена Юльевна и Игорь Александрович Приваловы.

«Прежде всего, мы были благодарны за возможность работать с такими экспонатами. Главная наша задача – чтобы выставка была подана современно. Потому что художники должны продвигать вперед, не двигаться в прошлое, а продвигать, привлечь молодых к той или иной теме. Поэтому мы постарались сделать выставку яркой и современной. Обычно древности Севера показывают в привычных синих тонах с обычным красным. Но мы решили сделать яркий, где-то даже «ядовитый» такой розовый цвет в сочетании с привычным синим. Нам хотелось показать это варварство какое-то, может быть грубость какую-то. И это должно было выражаться ярко. Пусть эти наконечники стрел выглядят вот так ярко – и неожиданно современно. Для маленьких посетителей мы сделали большую карту на полу, пусть они играют прямо на ней. По ней ведь можно ходить, — рассказала об оформительской идее проекта Елена Юльевна Привалова, — и конечно, хочется с благодарностью отметить, что и кураторы выставки, и основной партнер проекта – компания «НорНикель» проявили доверие к нашему творчеству, не диктовали условия, не вклинивались в творческий процесс. Никто над нами не «висел» и не «стоял». Поэтому работалось, конечно, легко».

Елена Юльевна Привалова

Посетители выставки в одни голос отмечают, что такое ее оформление делает посещение выставки запоминающимся событием. Специалисты отмечают, что самое сложное при работе на выставках – интересно подать, представить археологические экспонаты, чтобы они стали интересны и наглядны. И надо отметить, что художникам удался образ пути на Север.

Очень впечатляют карты – элементы дизайнерского оформления, которые очень наглядны и позволяют охватить одним взглядом всю картину освоения Севера.

Выставка «Путь на север — истоки» продлится в Великом Новгороде до 7 июля 2017 г.

navigate_before
navigate_next

Источник: http://www.grad-petrov.ru/broadcast/bolshim-syurprizom-okazalsya-dizajn-etoj-vystavki/

«МЫ – НАСЛЕДНИКИ ТЫСЯЧЕЛЕТНЕЙ ИСТОРИИ И НАМ ВАЖНО, ЧТО БЫЛО ДО НАС»

Информационное обозрение. Выпуск 15

Эфир 10 мая 2017 г., 10:45

В наших программах мы довольно часто упоминаем, что проект «Освоение Севера. Тысяча лет успеха» задуман и инициирован российской горно-металлургической компанией «НорНикель». Предлагаем вашему вниманию интервью со старшим вице-президентом компании Ларисой Геннадьевной Зельковой, в котором она рассказывает, почему компания обратилась именно к гуманитарной сфере, задумала именно культурологический проект, решив отметить столетие открытия Норильского месторождения.

«НорНикель» очень хотел к началу 2019 года, к столетию открытия наших месторождений на Таймыре, поискать в российской истории то, что сделало бы наше собственное событие более объемным, может быть, более развернутым. История освоения Русского Севера не была историей отдельно взятых людей никогда. И сегодня, точно также как и тысячу лет назад, и пятьсот лет назад, история развития арктических территорий – это большой проект, в котором участвуют разные люди, разные компании, разные города. Нам было интересно самим узнать и показать, в связи с нашей датой, как раз глубину этой истории, то, как люди тогда себе это мыслили, почему вообще их посещали такие мысли, откуда брались эти идеи, и что происходило дальше. Нам кажется, что такой глубокий взгляд назад позволяет гораздо объемнее и интереснее оценивать то, что происходило в XX веке, понимать, что происходит сегодня и что ожидает нас в будущем. Поэтому мы с таким, немного романтическим, проектом хотели бы подойти к 2019 году, чтобы достойно встретить годовщину открытия Н.Н.Урванцевым наших месторождений».

Мы также попросили Ларису Геннадьевну рассказать о том, как компания поддерживает различные благотворительные проекты и какие из них в первую очередь могут привлечь внимание крупной компании, ведь тема благотворительности часто звучит в эфире радио «Град Петров».

Источник: http://www.grad-petrov.ru/broadcast/my-nasledniki-tysyacheletnej-istorii-i-nam-vazhno-chto-bylo-do-nas/

«РУССКИЙ СЕВЕР – ВЕЧНАЯ ТЕПЛОТА»

Информационное обозрение.  Выпуск 16

Эфир 17 мая 2017 г., 10:45

Мы уже рассказывали в одном из наших выпусков об официальном открытии проекта «Освоение Севера: тысяча лет успеха», которое состоялось 3 апреля 2017 г. в Москве. После представления проекта состоялась пресс-конференция, репортаж о которой слушайте в нашей программе. Ответы участников пресс-конференции на вопросы журналистов позволяют составить более полное представление о том, что такое «Освоение Севера: тысяча лет успеха».

Какие должны быть качества у человека, который живет на Севере или отправляется на Север?

Лариса Зелькова, старший вице-президент компании «НорНикель»:

«У нас в Норильске есть такой уличный экспонат или арт-объект – даже не знаю, как его лучше назвать – он носит романтическое название «Вечная теплота». Так вот, мне кажется, что ключевым качеством людей, которые когда-то, сейчас и после нас, будут любить, восхищаться и обустраивать Север, безусловно, является удивительная теплота во всех смыслах этого слова. Без этого невозможно ничего, и особенно невозможно быть вместе с другими людьми, потому что в одиночку на Севере справиться очень тяжело».

Юлия Кантор, куратор проекта:

«В Норильске очень открытые люди. Я теперь довольно часто там бываю и обратила на это внимание. Открытость. На севере без этого не проживешь. На севере ты открыт к окружающим, ты готов им помочь, ты готов вступать с ними в диалог. Север, оказывается, воспитывает не жесткость, он воспитывает открытость».

Какие этапы в освоении Севера вы бы выделили?

Юлия Кантор, куратор проекта:

«Как историк я не люблю слово «этапы». Оно очень многозначное. Не хочется делить этот проект на этапы, хронологические этапы. И это принципиально, что в этом трехгодичном проекте нет хронологии. Мы выбрали сюжеты. Сама тема, история освоения Севера, освоения Русского Севера, Арктики – она достаточно синтетическая. И делить ее на хронологические этапы не хотелось бы. Хронология проекта – это IX — XXI века. «Этапы большого пути» мы тоже сознательно не выделяли. Мы думали о наиболее ярких и сложных сюжетах. Поэтому новгородский первый сюжет – комплексный. Здесь и география, и экономика, и войны. Перескакивая уже в будущий год – пермский сюжет,  Пермь Великая, Чердынь, это объединение путей, встречный путь Востока и Запада. Еще один сюжет, который будет раскрыт – омская история, геополитическая, трагическая революционная, Колчак Полярный, исследователь Севера, коллекция минералов которого находится в Иркутском музее, а это еще один, так сказать, сателлит проекта. Еще один сюжет – XX век. Немного поговорим о нем в Петербурге, но будем говорить о нем и в Мурманске в 2019 году. Еще один сюжет – мореплавание, вся история с поэтикой освоения северного мореплавания. Сюда же и Северный морской путь советского времени – Главсевморпуть. А там еще и Соловки… Т.е. ядра сюжета не накладываются на карту времени, а сетью накладываются на карту нашей страны».

Источник: http://www.grad-petrov.ru/broadcast/russkij-sever-vechnaya-teplota/

«РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ – ЭТО СЕВЕРНАЯ ИМПЕРИЯ»

Информационное обозрение. Выпуск 17

Эфир 24 мая 2017 г., 10:45

В представлении проекта «Освоение севера: тысяча лет успеха», которое состоялось в Москве 3 апреля, принимали участие кураторы трех выставок, которые составляют первую часть проекта — «Три столицы. Северное измерение». Новгородской выставке «Путь на север — истоки» мы уделили достаточно внимания. А о выставках в Москве и Петербурге рассказывали Наталья Самойленко, заместитель директора Российской государственной библиотеки, и Ирина Карпенко, ученый секретарь Государственного музея истории Санкт-Петербурга.

Наталья Самойленко:

«В РГБ появилось совершенно новое отдельное современное выставочное пространство, Ивановский выставочный зал, где осенью мы откроем выставку «Карты земель российского севера». Мы покажем карты из Российской национальной библиотеки и из коллекции частного коллекционера А.Л. Кусакина. Выставка называется «Реальность и мифы», потому что на ранних картах мы встретим с вами и Лукоморье, и встретим Золотую Бабу Сибири, а на знаменитом атласе «Чертежная книга Сибири» есть, например, место, до которого доходил царь Александр. По всей вероятности царь Александр Македонский. Эти мифологические истории будут одной из тем нашей выставки. Но на самом деле это будет чрезвычайно увлекательная реальная история картографии. Главным экспонатом выставки будет «Чертежная книга Сибири». Это рукописный большой атлас, который хранится в РГБ. Он был сделан для Петра I. И эта книга поражает в первую очередь тем, что реки текут не наверх, не на север, как мы с вами привыкли. Точнее, север находится не наверху, а внизу. И на примере этой «Чертежная книга Сибири» мы покажем, как перевернулся потом мир в петровское время, как появился привычный для нас образ мира, и насколько это было непохоже на картографию более раннюю».

Ирина Карпенко:

«В Петропавловской крепости пройдет выставка «Образы Севера» и будет она посвящена тому, как северная империя – Российская империя – представляла себя, как хотела бы, чтобы представляли ее иностранцы, о том, что такое «северный бренд». Выставка будет состоять из трех разделов, и в нее будут включены экспонаты от XVIII века и до 1970-х годов. Первая часть выставки будет рассказывать о Российской империи как северной империи. Во второй части мы покажем нашу коллекцию, которая посвящена северным брендам. Все, наверно, прекрасно представляют, что такое кондитерская «Север». Или сколько в Петербурге сувенирной продукции, посвященной северу, например, продукция Императорского Фарфорового завода. Если говорить о советской эпохе, то это тоже северная империя, только тогда север стал таким пространством для научного исследования. И мы будем представлять, как в это время позиционировали и рассказывали об освоении Арктики».

Юлия Кантор, куратор проекта:

«Когда мы планировали проект, то стало понятно, что три года разговаривать о севере, делать замечательные выставки – это замечательно, но все-таки самое вечное – это бумага, а самое главное в рассказе, когда он заканчивается – это книга. И вот возникла идея сделать девятитомную музейную историю освоения севера. В течение трех лет пройдет девять выставок. Это будут не просто каталоги. И это была позиция и моя как куратора, и коллег из музеев, и «НорНикеля», стоящего во главе всего этого проекта, что должны быть полноценные издания научно-популярные и очень хорошо  беллетризованные, чтобы их мог читать и сотрудник академического института (и ему было бы интересно), и студент или старшеклассник, или учитель школьный. Это рассказы о разных сторонах освоения Севера через выставки. Т.е., мы получаем девятитомную историю освоения севера в музейном преломлении».

Подробнее о каталоге и работе над ним слушайте в наших следующих выпусках.

Источник: http://www.grad-petrov.ru/broadcast/rossijskaya-imperiya-eto-severnaya-imperiya/

«В НАШИХ КАТАЛОГАХ МЫ ПОКАЗЫВАЕМ ПРЕДМЕТЫ МУЗЕЙНЫХ ВЫСТАВОК ТАК ПОДРОБНО, ЧТО ДАЖЕ ХРАНИТЕЛИ ВИДЯТ ИХ КАК ВПЕРВЫЕ»

Информационное обозрение. Выпуск 18

Эфир 31 мая 2017 г., 10:45

Проект «Освоение севера: тысяча лет успеха» будет сопровождаться полноценными научно-популярными изданиями, подготовкой которых занимается московское издательство «Арт-Волхонка». В течение двадцати лет это издательство представляет коллекции ведущих российских музеев – Музеев Московского Кремля, ГМИИ им. Пушкина, Третьяковкой галереи, Эрмитажа, Музея Фаберже и других. Поэтому при создании девятитомной музейной истории освоения севера сотрудничество с «Арт-Волхонкой» сложилось естественным образом.

Об издательстве «Арт-Волхонка», о работе над каталогами выставок в рамках проекта рассказывает главный редактор Наталия Соломадина:

«Нам очень везет с соиздателями и с заказчиками. К нам обратилась Юлия Кантор, куратор проекта со стороны «НорНикеля», с предложением, от которого мы не смогли отказаться. Кроме того, что это рассказ, выстроенный на музейных объектах, это еще и очень увлекательная сюжетная история. Эти девять изданий – по числу выставок проекта – это все-таки не в чистом виде каталоги, это рассказ на материале. То есть это книга, которую можно совершенно спокойно читать самостоятельно, даже не побывав на выставке.

К окончанию первой выставки в Великом Новгороде «Путь на север — истоки» выйдет первый том. Очень многие предметы представлены макросъемкой. Они намерено увеличены (рядом с ними отображена метрическая линейка, чтобы можно было соотнести реальный размер того или иного артефакта), чтобы читатель или зритель мог адекватно воспринимать эту историю. Различные резные фрагменты чрезвычайно хороши. Например, рисунок на деревянных санных полозьях. Но, конечно же, хотелось их показать цельными, как они выглядели. Когда есть масштабная линеечка, то сразу понимаешь, насколько сама вещь большая и восхищаешься мастерством людей, которые семь, восемь веков назад работали.

Можно по-разному снять предмет. И макросъемка не всегда является успешной, если ты не видишь сути, и если за этим нет вообще никакой истории. Наши дизайнеры погрузились в этот проект. Прежде чем отправиться на съемки, Иннокентий Келейников, дизайнер этой книги, прочел все статьи, которые прислал Новгородский музей-заповедник, для того, чтобы понимать, а что мы увидим. И когда мы уже составили каталог, составили книгу и отправили в Новгород для проверки, сотрудники нас спросили: «А что это?». Они не узнали свои предметы».

В одном из наших предыдущих выпусков нашей программы об этом же говорила Ольга Соболева: фотографии, сделанные «Арт-Волхонкой», настолько преобразили экспонаты, что хранители не узнавали собственные вещи.

Продолжение беседы с главным редактором издательства «Арт-Волхонка» Наталией Соломадиной слушайте в следующем выпуске информационного обозрения «Русский Север».

Источник: http://www.grad-petrov.ru/broadcast/v-nashih-katalogah-my-pokazyvaem-predmety-muzejnyh-vystavok-tak-podrobno-chto-dazhe-hraniteli-vidyat-ih-kak-vpervye/