«Русский Север» | НОЯБРЬ 2017

«СОСТАВЬТЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О РУССКОЙ КАРТОГРАФИИ»

Информационное обозрение «Русский Север». Выпуск 40. Эфир 1 ноября в 10.45

18 октября 2017 года в Ивановском зале РГБ состоялось столь долгожданное открытие большой картографической выставки «Карты земель Российского севера: реальность и мифы», о подготовке к которой мы так много рассказывали в нашем информационном обозрении.

Предлагаем вашему вниманию продолжение репортажа о пресс-конференции, посвященной этому событию, в которой участвовали Владимир Иванович Гнездилов, и.о. генерального директора РГБ, Лариса Геннадьевна Зелькова, старший вице-президент компании «НорНикель», Юлия Зораховна Кантор, куратор проекта «Освоение Севера: тысяча лет успеха», Андрей Леонидович Кусакин, коллекционер, предоставивший на выставку целый ряд карт, Людмила Николаевна Зинчук, один из кураторов выставки, заведующая отделом картографических изданий РГБ.

Вела пресс-конференцию Наталья Юрьевна Самойленко, заместитель генерального директора РГБ по внешним связям и выставочной деятельности, руководитель проекта:

«Для нас было очень важно сотрудничество в этом проекте и со специалистами из РНБ, и нам бы было не сделать эту выставку без сотрудничества с Андреем Леонидовичем Кусакиным. Андрей Леонидович предоставил нам материалы, которых нет в РГБ».

Андрей Леонидович Кусакин, российский коллекционер:

«Я начал собирать карты как предмет искусства, карты как картины. Ну, конечно, надо тогда уж собирать что-то связанное со своей родиной. Хотя есть люди, которые собирают карты Мадагаскара, но живут от него далеко. Карты настолько увлекательный материал, что забываешь уже о предыдущих своих пристрастиях, это мир, который очень сильно увлекает.

Надо сказать, что собирателей карт в мире не так мало. Есть такое объединение, к которому я принадлежу – Международный лондонский клуб коллекционеров карт – в эту ассоциацию входит несколько сот людей, которые обмениваются адресами, информацией, встречаются. Так получилось исторически, что карты Севера России скомплектовались в моем собрании в отдельный фонд или блок, достаточно весомый. И я был просто счастлив, когда меня нашла Наталья Юрьевна и говорит, давайте посмотрим, может быть что-нибудь у вас найдется такого… веселенького. Мы покопались и нашли. И счастливы, чтобы вы тоже повеселились с нами».

Людмила Николаевна Зинчук, один из кураторов выставки, заведующая отделом картографических изданий РГБ:

«Я очень рада, как руководитель одной из трех крупнейших государственных картографических коллекций нашей страны, очень рада, что интерес к картам в нашем обществе не угас. Если вы уже бегло осмотрели выставку, то вы не могли не заметить, что русских карт, отечественных карт до XVIII не было. Это были русские рукописные чертежи, которые хранятся в основном в архивах, они остались в малочисленном количестве, и у нас практически нет возможности их показать. В этом плане нам очень помог Андрей Леонидович, который предоставил материалы своей коллекции. Но это все карты, хоть и территорий относящихся к нашей стране, но это карты иностранные. Отечественные карты начинаются с «Чертежной книги Сибири».

«Чертежная книга Сибири» одновременно находится на стыке веков, и одновременно показывает тот опыт, итог громадной работы русских картографов, чертежников, иконописцев, которые делали русские чертежи. Вы можете, полистав факсимильное издание, увидеть все ее превосходство в богатстве информации, оценить уровень подачи информации простыми русскими мастерами и сравнить их уже с теми картографическими документами, которые появились в XVIII веке. А это уже петровская картография. Можно сказать, что XVIII век был для России замечательным веком развития русской картографии, которая двигалась очень бурными шагами. И сравнивая карты, которые здесь представлены, вы можете в этом убедиться.

В XIX веке русская картография достигла высочайшего уровня. Это уже военная и морская картография, топографические карты. XX век – это бурное развитие атласной картографии. Именно в русской атласной картографии есть фундаментальные тематические атласы, очень крупные и серьезные произведения, которые в других странах почти не составлялись. И вот несколько таких экземпляров – атлас Арктики, атлас снежно-ледовых покровов, климатический атлас Арктики – это как раз вот одни из самых ярких образцов. Чтобы создать такие комплексные произведения, работало зачастую по несколько научно-исследовательских институтов. Это совершенно уникальный процесс. И вот все эти три линии русской картографии здесь представлены.

Конечно, мы показываем здесь совсем небольшую часть нашего фонда, но даже по этим малым крохам вы можете составить впечатление, представление о русской картографии. И мне особенно приятно, что интерес к картам вновь возрождается. В нашей громадной стране есть всего три крупных библиотеки, в которых есть картографический фонд. И если мы сможем его популяризировать, если мы сможем с помощью вот таких вот выставок, электронных библиотек, книг, которые готовятся к этим выставкам, дать возможность жителям нашей многомиллионной страны познакомиться с этими документами, я думаю, что мы свою функцию как национальная библиотека выполним – нести знание в массы, то, что нам завещал Николай Петрович Румянцев, «на благое просвещение». Я думаю, что наша выставка это отчасти выполняет».

Наталья Юрьевна Самойленко:

«Я хотела обратить внимание, что у нас есть два типа этикеток. Там, где около карты есть не только белая, но и черная этикетка, это рассказ о мифах, которые мы встречаем на этой карте. И еще хотела обратить ваше внимание, что мы используем мультимедийные приемы для показа карт. И та огромная замечательная карта, которая у нас лежит на айсберге, ее можно рассмотреть совершенно детально при помощи двух тачскринов. Мы можем заглянуть в уникальный атлас экспедиции Врангеля тоже при помощи двух листалок. И на лупы обратили внимание уже все.

И еще одна вещь, о которой тоже хотелось бы сказать в заключении. Хотя мы и стараемся использовать все новейшие музейные технологии, но библиотека отличается от музея одним очень важным обстоятельством. Дело в том, что в отличие от музея, где ты видишь все в витринах, ты можешь, познакомившись с экспонатами, затем прийти в читальный зал, взять в руки те экспонаты, которые находятся сейчас в витрине, и работать с ними как читатель, работать с ними как специалист. В этом смысле наши выставки это такая затравка для тех, кто, повосхищавшись экспонатами, затем хочет углубиться в изучение памятников, которые хранятся в Российской государственной библиотеке».

Выставка, являющаяся частью проекта компании «НорНикель» «Освоение Севера: тысяча лет успеха», действительно уникальная, и к рассказу о ней мы еще вернемся в наших следующих выпусках.

navigate_before
navigate_next

Источник: http://www.grad-petrov.ru/broadcast/sostavte-predstavlenie-o-russkoj-kartografii/

«В ЦЕНТРЕ НАШЕЙ ВЫСТАВКИ НАХОДИТСЯ ОГРОМНЫЙ АЙСБЕРГ»

Информационное обозрение. Выпуск 41. Эфир 8 ноября 2017 г., 10:45

Всегда интересно послушать, как сами создатели рассказывают о своем произведении. И если в беседах с Людмилой Николаевной Зинчук, заведующей отделом картографических изданий РГБ, мы говорили главным образом о самих картах, о наполнении выставки  «Карты земель Российского Севера: реальность и мифы», то Наталью Юрьевну Самойленко, заместителя директора РГБ по выставочным проектам, мы попросили рассказать об устройстве выставки, ее логике, дизайне, о том, каким образом создатели хотели бы направить движение посетителей, на что предлагают обратить внимание, на чем сделать акцент. И лупы возле каждой карты – это замечательная задумка.

Наталья Самойленко

«Да, это самые простые лупы, самые обычные, которые висят рядом с картами на ленточках. Их можно брать в руки и разглядывать какие-то очень мелкие детали. Тем более, что карты – это действительно вещь иногда просто ювелирно выполненная. На самом деле, наша выставка ставит своей целью не только научный рассказ, но и создание впечатления. Нам хочется и самим порадоваться, и порадовать зрителя. Поэтому дизайнер нашей выставки Эрик Белоусов придумал совершенно неожиданный ход. У нас двухэтажное пространство с проемами, и в центре нашей выставки находится огромный айсберг. На самом деле этот айсберг является подиумом, на котором расположены две огромные карты. Одна из них – это учебная карта, Наглядная карта Российской империи. Другая карта тоже показывает значительную часть европейской части Российской империи. Но и там, и там огромное место занято Севером, на них масса увлекательных картинок, изображающих и народы Российской империи, и обитателей морей и тундры. И для того, чтобы рассмотреть эти карты, нам приходится самую большую карту смотреть сверху, со второго этажа. И мы сделали два специальных тачскрина, которые играют роль лупы и позволяют нам увеличить любое изображение на этой карте. А в основе дизайна нашей выставки лежат линеечки, которые являются воспоминаниями о морских картах, а также розы ветров, изображения, взятые с картушей карт. Мы помогаем при помощи этих немногочисленных, но выразительных вещей обратить внимание на самые увлекательные, самые интересные фрагменты на самих картах.

На первом этаже у нас находится раздел, который показывает современную картографию, также там находится раздел, в котором собраны карты Российской империи и отдельных северных губерний от восемнадцатого века и до революции. И на первом же этаже находится раздел, где представлена вся история открытий. Представлены наиболее интересные материалы, связанные с географическими открытиями, с путешествиями русских экспедиций. Здесь есть и атласы, и карты, и этот раздел тоже заканчивается советским временем. А на втором этаже мы попадаем в мир карт, которые меньше по размеру, но значительно серьезнее по возрасту. И осмотр начинается с «Чертежной книги Сибири», являющейся главной ценностью картографии РГБ. С лестницы мы идем в уголок, где находится «Чертежная книга Сибири» и где находятся самые старые карты и атласы, представленные на выставке.

«Чертежная книга Сибири» – это совершенно уникальная история, связанная с заказом, исходившим еще от соправителей Петра и Иоанна, и представленная Петру I в 1701 году. Правда, к этому времени Петр уже познакомился с европейской картографией, поэтому «Чертежная книга Сибири» его, по всей вероятности, не сильно вдохновила. Поэтому книга была мало использована и хорошо сохранилась до наших дней. Но это уникальная возможность представить себе древнерусскую картографию. Она открыта сейчас на карте, которая показывает расселение народов Сибири. И ориентирована эта карта совсем не так, как ориентированы современные карты. Север там внизу, и все реки стекают вниз. Но поскольку мы можем показывать этот атлас только на одном развороте – это действительно атлас, первый дошедший до нас – мы даем возможность зрителям листать очень хорошее факсимильное издание «Чертежной книги», чтобы познакомиться с ней таким вот образом».

Также всегда интересны и отзывы инициаторов таких масштабных проектов: получилось ли реализовать их идею в соответствии с первоначальным замыслом, да и просто поделиться своими впечатлениями с точки зрения посетителя, что понравилось, к чему было приковано внимание, что запомнилось. На эти вопросы отвечает Лариса Геннадьевна Зелькова, старший вице-президент компании «НорНикель».

Лариса Зелькова

«Наш Северный музейный проект, как мы его называем в обиходе, это попытка такой большой компании как «НорНикель», у которой, естественно, сугубо производственная повестка и важные и нужные цели, связанные с развитием, добычей и производством металлов, так вот, это попытка создать такой прецедент, когда в культурное, музейное пространство разных городов, по-разному связанных с Севером, возвращается тема освоения Русского Севера, освоения Арктики, строительства крупнейших промышленных гигантов на этих территория, и вообще развития там технологий, жизни, условий для людей и разных возможностей для людей. Наша задача – вернуть эту тематику в культурный оборот. Нам кажется, что мы за последние несколько десятилетий растратили этот флер интереса, во-первых, к тому, что делали наши предки, во-вторых, пассионарность в отношении собственной большой территории, которую мы много столетий завоевывали, обустраивали, и продолжаем там жить дальше. Поэтому для «НорНикеля» это история про то, как вернуть теме освоения арктических территорий (из очень прагматического обсуждения государственных программ и бизнес-планов) дискурс «как мы все относимся к нашему прошлому, что мы думаем про наш день сегодняшний и каким мы видим свое будущее в Арктике». И тот проект, который открылся в Новгороде, был началом этого рассказа и этой попытки возврата в культурный оборот. Безусловно, выставка, которая открылась в РГБ – с изумительными картами, с изумительными легендами этих карт, картушами и картинками, всякими атрибутами тех путешествий, которые когда-то предпринимались с территории России в различные чудесные арктические места, это, конечно, новый шаг в эту сторону. Мы очень рассчитываем на то, что он понравится публике. А публика – наш главный интересант, и мы надеемся, что это будет воспринято с интересом и вниманием. В Новгороде выставка была продлена на месяц. Тешим себя надеждой, что и здесь тоже будет интересное и популярное времяпрепровождение как для взрослых, так и для детей.

В Новгороде было очень много забавных предметов – от значков до кружек, и это все было очень материальное. Это все можно было если и не потрогать руками, то увидеть как часть чьей-то жизни и попытаться примерить ее на себя. Здесь – карты. Я знаю очень много людей, для которых карты – это такая слабость. Я не специалист и не эксперт в картах, но тоже очень люблю вот это ощущение, из детства откуда-то возникшее у нас, у людей, которые пользовались бумажными картами, и эти чудесные карты, которые по сути своей произведение искусства, они, безусловно, гениальны. Мне из всего, что здесь есть, очень понравилась карта советского времени, где вся территория Советского Союза разрисована живописным изображением всех животных, которые жили на территории. Надеюсь, что каждый найдет на этой выставке свою любимую карту и почувствует себя первооткрывателем».

У нас тоже сложилось такое впечатление: карты – это очень интересно, увлекательно и познавательно. О лупах и мультимедийных экранах уже не раз упоминалось, но это и в самом деле замечательная находка для выставки. А уж перелистывание факсимильного издания «Чертежной книги Сибири» и вовсе приводит в полный восторг. К сожалению, времени для всего не хватило, но мы надеемся в будущем наверстать упущенное и еще раз посетить выставку, ведь она продлится до 12 февраля 2018 года.

navigate_before
navigate_next

Источник: http://www.grad-petrov.ru/broadcast/v-tsentre-nashej-vystavki-nahoditsya-ogromnyj-ajsberg/

КАК СОЗДАВАЛИСЬ КАРТЫ НЕИЗВЕДАННЫХ МОРЕЙ И НЕИЗВЕСТНЫХ ЗЕМЕЛЬ

Информационное обозрение. Выпуск 42. Эфир 15 ноября 2017 г., 10:45

Светлана Свириденко

Несмотря на то, что в нашем информационном обозрении уже рассказывалось о трех памятниках, которые предоставила на выставку «Карты земель Российского Севера: реальность и мифы» Российская национальная библиотека, нам бы хотелось еще немного о них поговорить с заведующей отделом картографии РНБ Светланой Свириденко и узнать о ее впечатления после открытия выставки.

«К сожалению, из нашего фонда осталось всего три карты, потому что на самом деле это довольно дорогое удовольствие – представлять фонды в Москве или еще где-то. Наши фонды тоже обширные, карты, представленные здесь на выставке, по большей части хранятся и в нашем отделе. Но тех карт, которые мы представили, больше нигде нет.

Например, карта, составленная по показаниям ясновидящих, из книги Долгорукова, который лечил больных гипнозом. И вот эти больные под гипнозом наговорили ему вот такую карту, на которой в районе полюса показана «Земля Слава Русси». Карта входила в состав книги Долгорукова о лечении месмеризмом, т.е. гипнозом. Где хранится сама книга, мы не выяснили. Существовала такая практика, что карты вырывали из книг и передавали к нам в отдел, а сами книги шли в основные фонды. Но вот, Слава Богу, карта сохранилась. У нас она фигурирует как некий картографический казус. Сравнивая этот материк «Слава Русси», который никогда не существовал, с современными картами, на которых показаны залежи полезных ископаемых, выясняется, что в этих-то полезных ископаемых и находится «Слава Русси». Это карта 1852 года. Сам Долгоруков лечил больных сначала в Москве, потом в Петербурге в больницах при Учреждениях императрицы Марии.

Еще одна из редких карт – это так называемая «карта марина». Это такое общепринятое название, переводится как морская карта. Она составлена первоначально Олаусом Магнусом, шведским политическим деятелем. Издана была в 1532 году. Но у нас экземпляр, который был переиздан в уменьшенном масштабе в 1572 году. Карта знаменательна тем, что на ней впервые показан Кольский полуостров, т.е. часть территории России. Но в основном там отображена территория Скандинавии. Она замечательна тем, что ее украшает более ста гравюр, которые характеризуют территорию наравне с какими-то военно-политическими событиями, но и отражают природные представления в мифическом виде. Потому что то, чего не знали, рисовали так, как себе представляли – мифических животных разных, чудовищ, пожирающих корабли, неизведанные моря. То, чего человек не знает, он придумывает и отображает в страшном виде, видимо, чтобы другие туда не совались. Тем не менее, человеку свойственно познавать мир, путешествовать, ориентируясь даже на такие карты.

Третья карта из отдела рукописей РНБ. Нам ее предоставили с большими переживаниями, потому что, хоть сейчас, благодаря Сапсану это все везти, кажется, недалеко и быстро, но все равно страшно. Потому что рукопись в единственном экземпляре, естественно, и в этой рукописи карта, составленная Ломоносовым, который в то время руководил Географическим департаментом, руководил всей съемкой страны. Помимо того, что он был многосторонне развитой личностью, он также дал большой толчок к развитию российской географии, и он занимался поиском северного пути. Под руководством Ломоносова карту составил его ученик, где показаны возможные проходы по северному пути. Эта карта 1760-х годов, позже Ломоносов пересмотрел свою версию, и существуют другие карты, более поздние, рукописные тоже, на которых путь отмечен немножко иначе. Но вот эта карта одна из самых ранних, по которой полагалось этот путь осваивать.

Готовила выставку моя бывшая начальница, Людмила Константиновна Кильдюшевская, она один из кураторов, и я вполне поддерживаю эту идею и деление выставки, оно вполне логическое, и мы бы сделали у себя в библиотеке также, если бы были такие же возможности, такие же залы, как Ивановский. К большому сожалению, не вошла карта, которую мы предлагали к этой выставке. Она единственная в России, и таких в мире всего четыре. Это карта Николаса Витсена. От нее отказались из-за очень дорогой страховки. Но если интересно, эту карту можно посмотреть у нас в отделе. Мы иногда ее выставляем».

Интересно, что разные традиции Москвы и Петербурга отражаются даже в названии отделов – в РГБ это Отдел картографических изданий, а в РНБ – Отдел картографии. Наверно, это хорошо, потому что любая традиция вносит разнообразие в ту или иную тему.

Все три памятника, о которых рассказывала Светлана Свириденко, экспонируются на втором этаже Ивановского зала. И «карта марина», и карта, составленная по показаниям ясновидящих, сопровождаются двумя видами этикеток – белой и черной. На белой общее описание, а на черной – мифы, отображенные на этой карте.

А вот циркумполярная карта Ломоносова сопровождается только белой этикеткой. На этой карте мифов нет, есть только недостаточно изученные территории или маршруты. Сама карта представлена на развороте Первой главы «Краткого описания разных путешествий по Северным морям…», так что можно даже прочитать первые три параграфа этого описания. В них говорится о «разных мореплаваниях, предпринятых для сыскания проходу в Ост-Индию западно-северными морями», а также можно прочитать и окончание предисловия, адресованного «Его Императорскому Высочеству, пресветлейшему государю цесаревичу, великому князю Павлу Петровичу». Между прочим, именно этот документ содержит знаменитую фразу, ставшую уже крылатой, о том, что «российское могущество прирастать будет Сибирью и Северным океаном». Это фраза завершает «Краткое описание путешествий…».

Мы обязательно уделим время М.В. Ломоносову и его трудам в наших будущих выпусках.

Напоминаем, что выставка «Карты земель Российского Севера: реальность и мифы», которая входит в большой проект компании «НорНикель» «Освоение Севера. Тысяча лет успеха», продлится в Ивановском зале РГБ в Москве до 12 февраля 2018 года.

navigate_before
navigate_next

Источник: http://www.grad-petrov.ru/broadcast/kak-sozdavalis-karty-neizvedannyh-morej-i-neizvestnyh-zemel/

«ОСВОЕНИЕ СЕВЕРА – МУЗЕЙНАЯ ИСТОРИЯ»

Информационное обозрение. Выпуск 43. Эфир 22 ноября 2017 г., 10:45

17 ноября в рамках VI Международного культурного форума состоялся круглый стол «Освоение Севера – музейная история», который прошел в конференц-зале Музея космонавтики в Петропавловской крепости.

В работе круглого стола приняли участие представители музеев, в коллекциях которых присутствует северная тематика, а экспозиции рассказывают о разных сторонах истории Севера – о его освоении, жизни в северных землях, этнографии северных народов, о мореплаваниях, о трагических страницах истории, о художественных собраниях, в которых отображаются образы Севера.

География участников круглого стола очень обширна, собрание получилось действительно международным. К примеру, среди докладчиков был хранитель этнографического музея в Кракове Анджей Дыбчак, а тема его сообщения: «Северные коллекции» этнографического музея в Кракове.

В докладе ученого секретаря Выборгского объединенного музея-заповедника Юлии Игоревны Мошник рассказывалось об истории формирования «северных» коллекций музеев Финляндии в XIX – начале XX вв. Некоторые предметы из этих коллекций в дальнейшем заняли свое место в собраниях музеев Выборга и Санкт-Петербурга.

Началась встреча коллег-музейщиков с полуденного выстрела пушки Петропавловской крепости в честь всероссийского межмузейного проекта «Освоение Севера. Тысяча лет успеха». Произвести выстрел после краткой предварительной подготовки доверили заместителю директора по науке Таймырского краеведческого музея Лейле Александровне Ландиной. Это весьма символично, потому что Таймыр – это как раз то самое место, где почти сто лет назад было открыто Норильское рудное месторождение, и в честь этого события компания «НорНикель», собственно, и затеяла весь этот глобальный культурологический проект.

Конечно, есть много разных научных поводов у музейных сотрудников для того, чтобы встретиться и обсудить какие-то вопросы. Но, надо отметить, что проект «Освоение Севера. Тысяча лет успеха» не просто рассказывает, как Север осваивали. В ходе реализации культурологического проекта постоянно возникают какие-то новые идеи, переходящие в другие уже самостоятельные, какие-то новые дополнительные исследования, создаются новые музейные программы. Реализация северного проекта как катализатор способствует развитию новых направлений в музейной работе, имеет еще и положительные «побочные эффекты».

В этот же день был представлен второй том музейной истории освоения Севера – каталог выставки «Карты земель Российского Севера: реальность и мифы». Об этом рассказала главный редактор издательства «Арт Волхонка» Наталья Соломадина.

Подробнее о содержании второго тома музейной истории освоения Севера мы расскажем в наших следующих выпусках.

Источник: http://www.grad-petrov.ru/broadcast/osvoenie-severa-muzejnaya-istoriya/

«КУНСТКАМЕРА – ЕДИНСТВЕННОЕ СОХРАНИВШЕЕСЯ В ПЕТЕРБУРГЕ ЗДАНИЕ, СВЯЗАННОЕ С ИМЕНЕМ ЛОМОНОСОВА»

Информационное обозрение. Выпуск 44. Эфир 29 ноября в 10.45

17 ноября 2017 г. в Петропавловской крепости состоялось представление каталога выставки «Карты земель Российского Севера: реальность и мифы» — второго тома музейной истории освоения Севера, проекта, инициированного российской компанией «НорНикель». Как и первая книга, вторая прекрасно издана и с иллюстрациями отличного качества. В части, посвященной каталогу выставки, все карты представлены в полном размере, так что можно составить о них впечатление именно как о произведении искусства. Конечно, это не оригинальный размер, иначе том вышел бы неподъемным, но задача книги не атлас издать, а составить о картах представление. Для этого отдельные фрагменты карт увеличены, и можно их рассмотреть детально.

А тематическая часть – это пиршество для любителей литературы о путешествиях. Одни названия чего стоят: «Ледяной купол мира» о циркумполярных картах, «Зеркало мореплавания» о навигационных картах, «Сквозь льды и торосы» о географических открытиях. Целая глава посвящена Михаилу Васильевичу Ломоносову. Ведь одна из уникальнейших карт, представленных на выставке, создана под непосредственным руководством Михаила Васильевича. И его вклад в российскую географическую науку, в картографию на должности главы Географического департамента вряд ли возможно переоценить. Глава эта называется «Колумбы росские… Географическое изучение России в эпоху М.В. Ломоносова». Автор – главный хранитель Всероссийского музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН, к.ф.н. Наталья Павловна Копанева. Запись беседы с ней мы и предлагаем вашему вниманию.

«У Академии наук было два здания. Это здание Кунсткамеры, которое сохранилось, и где были музей и библиотека. И мы совершенно точно знаем, что здесь был Ломоносов, потому что он был читателем библиотеки. И он совершенно точно был в Кунсткамере, потому что он описал часть минералогического кабинета, который хранился в Кунсткамере как музее. К тому же обсерватория. И мы знаем, что Ломоносов занимался астрономическими наблюдениями.  Может быть меньше в нашей обсерватории, но инструменты, которые хранились в здании Кунсткамеры, использовались и усовершенствовались Ломоносовым.

А второе здание, которое было зданием Академии наук, было на месте нынешнего Зоологического музея. Это так называемый бывший дворец Прасковьи Федоровны, невестки Петра I, и когда она скончалась, то здание было передано Академии наук. В этом здании была Конференция, т.е. зал, где собирались первые академики, были департаменты, в том числе Географический департамент, в котором работал Ломоносов, были физические мастерские, где создавались научные инструменты (измерительные, астрономические), которыми пользовался Ломоносов. Поэтому, действительно, это место, где мы находимся на Васильевском острове, здание Кунсткамеры, пожалуй, единственное место в Петербурге, которое сохранилось и связано с именем Ломоносова. Потому что химическая лаборатория, которая была построена на 1-й линии Васильевского острова его трудами, не сохранилась, усадьба Ломоносова на Мойке не сохранилась. Поэтому неслучайно, конечно, Музей Ломоносова был создан в здании Кунсткамеры.

Михаил Васильевич Ломоносов был сторонником регламентов. Если мы посмотрим в сохранившихся отрывках его бумаг, какой он видел Академию наук, мы везде будем читать о том, как настойчиво Ломоносов говорил о том, что Академии нужен свой регламент, Университету нужен свой регламент, каждому департаменту нужен свой регламент. С точки зрения организации науки, научной работы, обязательно должен быть регламент, и работа эта должна быть документально прописана. Это важно было для Ломоносова. С этой точки зрения, если мы почитаем бумаги, которые Ломоносов писал, в частности, документы, которые касаются Географического департамента, мы можем сказать, что Ломоносов был замечательным организатором. И если бы он, например, — пофантазируем – ну не президентом Академии, а вице-президентом Академии наук был, то, наверное, возможно, Академия наук получила бы – я не могу сказать, что она по-другому развивалась бы, нет – она получила бы дополнительный рывок в своем развитии.

Вот, например, Географический департамент, который нас сегодня интересует. Основная задача, которая стояла перед членами Географического департамента – исправить атлас Российской империи, который был создан и издан в Академии наук в 1745 году. Там были ошибки. Это признавалось сразу же после выхода атласа, и сейчас, конечно, историки картографии об этом пишут, но при этом признают значение и важность этого атласа не только для истории картографии и географии. Мы понимаем, что географическая карта – это фактическое закрепление, юридическое закрепление границ государства. Поэтому, конечно, это было очень важно. И вот что предлагает Михаил Васильевич Ломоносов для того, чтобы провести и организовать работу по исправлению Российского атласа. И мы видим, насколько четко и логично, и продуманно он предлагает шаги.

Первое, что нужно, это собрать и изучить все, что есть в Географическом департаменте: рукописи по описанию земель, карты рукописные и изданные, изданные не только в России, но и за рубежом. Т.е., если говорить современным языком, первое, что предложил Ломоносов, это изучить всю ту источниковедческую базу, которая до него уже была собрана в Географическом департаменте. И там было собрано много всего, потому что, если мы вспомним предшественника Ломоносова, французского астронома, петербургского академика Жозефа Николя Делиля, то мы вспомним и о том, что Делиль предлагал, и он действительно собрал массу вот такого источниковедческого материала по истории и описанию карт и географии Российской империи. Он получил массу документов, не только того, что было в Академии – в Академии не так много было – а из Сената. Это документы государственного значения. И все это было в Географическом департаменте. Михаил Васильевич говорит, что мы все это еще раз должны изучить.

Второе, что мы должны сделать, это отправить запросы в губернии Российской империи с тем, чтобы нам ответили на целый ряд вопросов. Там было сначала девять вопросов, потом тринадцать. Ломоносов предлагал отправить это через Сенат в губернии для того, чтобы опросить горожан и «лучших крестьян», как он писал. Вот он всегда крестьян упоминал в таких своих проектах. И через Синод тоже отправить. И мы знаем, что это была не первая попытка такого опроса, мы должны помнить о Василии Никитиче Татищеве. Ну вот, был разослан этот опросник через Сенат. И сюда поступали ответы, и ответы эти сейчас хранятся в Санкт-петербургском филиале архива РАН, они изучаются, изучались и, наверно, требуют еще изучения какого-то. Через Синод не было получено ответов, или мы не знаем просто, не выявлено еще, эти документы неизвестны.

И третье, что предлагал Михаил Васильевич Ломоносов, это обучить геодезистов и отправить их на место, чтобы произвести съемку на местности, измерения. Вот три очень логично выстроенных продуманных проекта, которые, как Михаил Васильевич считал, необходимо осуществить для того, чтобы исправить Российский атлас. Т.е., с точки зрения организации процесса, думаю, что здесь вряд ли можно назвать в это время кого-то равного Михаилу Васильевичу».

Личность Ломоносова настолько масштабна, что в рамках одного короткого обозрения рассказать о нем трудно, а ограничиться общими, всем известными фразами, нам бы не хотелось. Поэтому мы продолжим беседу с главным хранителем Кунсткамеры Натальей Павловной Копаневой в следующем выпуске.

Источник: http://www.grad-petrov.ru/broadcast/kunstkamera-lomonosov/