«Про Север»
ИСТОРИЯ И ГЕОГРАФИЯ ПРОЕКТА
КУЛЬТУРА
Читаем Север
Открываем северные земли и характеры вместе с писателями и героями книг о русском Севере.
Художники Севера
Север в кино
Киновоплощение образов Севера. Самый короткий путь на север – через кино
Север как бренд
«Мишка на Севере» и другие северные символы в дизайне и рекламе.
Земля Калевалы
Квинтэссенция Севера в карелло-финском эпосе
Север как бренд
«Мишка на Севере» и другие северные символы в дизайне и рекламе.
Земля Калевалы
Квинтэссенция Севера в карелло-финском эпосе
История
«Урок географии» на Севере
Карты земель российского севера: реальность и мифы
Глазами иностранцев
«Северная империя» глазами иностранцев. Письма и рисунки.
Сражение за Артику
Трагедия конвоя БД-5 и строительство №501
Находки севера
Уникальные археологические экспонаты, связанные с самыми важными периодами древнерусской истории.
СЕВЕРНАЯ БИБЛИОТЕКА
Этнография Севера
Хозяева тундры
Какие они, хозяева тундры: что едят и носят, о чем думают, как существуют, сохраняясь тысячи лет?
Место силы
Поверья, традиции и идолы Крайнего Севера
История проекта
Инициатором проекта «Освоение Севера: тысяча лет успеха» выступила компания «Норникель». В течение 2017-2019 годов в рамках проекта музеи девяти регионов России рассказывали о яркой, полной драматизма и захватывающих приключений истории русского пути на Север с помощью всего арсенала выставочных средств, доступных сегодня музейщикам.
Принципиально, что рассказ этот ведется не линейно-хронологически, а сюжетно: мы представляем самые разные аспекты и грани тысячелетней «северной истории», сохраненной в российских музеях. Серия из девяти выставок – антология освоения российского Севера станет своеобразной мозаикой, которая сложится в единое полотно, рассматривать которое интересно и профессионалам, и неравнодушным к истории Отечества людям.
Юлия КанторОСВОЕНИЕ СЕВЕРА:
1000 лет успеха
01
Великий Новгород
04
Выборг
07
Мурманск
02
Москва
05
Омск
08
Архангельск
03
Санкт-Петербург
06
Пермь
09
Норильск
БЛОГ ПРО СЕВЕР
Дед Мороз на ледоколе
Художники Севера. Борисов
Художники Севера: Штабнов
ЦИТАТА ПРОЕКТА
Лариса Зелькова
INSTAGRAM ПРОЕКТА
@proektsever
Фото флешмоба #открываемсеверзаново Для участия во флешмобе выкладывайте фото, отмечайте нас @proektsever и ставьте тэг #открываемсеверзаново ❄️ @amberlandscape @russia.different
— В правление императрицы Екатерины II изменилось отношение к литературе о России, выходящей за рубежом.
Состоящая в переписке с Вольтером, Дидро, Гриммом императрица заботилась о том, что пишут о ее стране. Сама правительница в письме к Вольтеру не стеснялась создавать картину процветания: «впрочем наши налоги так необременительны, что в России нет мужика, который бы не имел курицы, когда он ее захочет, а с некоторого времени они предпочитают индеек курам»
Вследствие этого любые критические замечания могли восприниматься как нежелательные и книга могла быть запрещена к изданию в Российской империи.
Такая судьба постигла «Анекдоты о революции в России 1762» Клода Карломана Рюльера (по соглашению с императрицей он не мог опубликовать текст до ее смерти) и «Русские нравы и подробную историю Москвы» Роберта Лайолла . Самый же известный пример «запрещенной литературы о России» — это книга Астольфа де Кюстина «Россия в 1839 году». Приглашенный в Петербург французский путешественник описал в своих мемуарах Петербург, его достопримечательности, сады, празднества. В книге множество рассуждений о социальном устройстве государства, о крепостном праве и об отношении крестьянам: одна из подтем пятого письма даже называется «Рабство научило князей быть тиранами». Издание было запрещено в России и не переводилось н
а русский язык из-за язвительных характеристик социального строя Российской империи, неприятных для Николая I описаний двора и придворных. Тем не менее на протяжении XIX в. эта книга была известна не только зарубежному, но и русскому читателю.
По материалам выставки и одноименного каталога «Образы Севера»
На превью: «Вид на Фонтанку и казармы». Ноябрь 1815
Дюбург Мэтью и и Кларк Джон Хэвисайд
Акватинта раскрашенная
#образысевера #историясевера #историяроссии #екатеринавторая #зарубежнаялитература #читаемсевер #мемуары #перепискиекатерины
Фото участника флешмоба - @demyanbulavinets ❄️ Для участия выкладывайте фото, ставьте тэг #открываемсеверзаново и отмечайте нас @proektsever #путешествиепосеверу #природасевера #русскийсевер #proektsever
1967 год.
Поселок Потапово (80 км от Дудинки). Фото Шумкова.
#дудинка #крайнийсевер #фотосевера #чернобелое #зиманасевере
— Из досок устроили скат, который шел наклонно из первого этажа дворца во двор; по ширине он годился для проезда кареты, а с каждой стороны его были сделаны небольшие перила. На этот скат лили воду и когда она замерзла, то лили воду снова до тех пор, пока лед не делался достаточно толстым. Придворные дамы кавалеры садились в сани и спускались вниз. Движение при этом было так быстро, что его можно сравнить только с полетом птицы в настоящем значении этого слова. Если же сани встретят какое-нибудь препятствие, то сидящий в них падает кувырком, что, как я думаю, делается для потехи. Все бывающие при дворе должны испытать такое катанье, но до сих пор никто еще не сломал себе шеи.
Писала супруга английского консула при дворе Анны Иоанновны леди Джейн Уорд Рондо в письме к подруге в Лондон.
Описание этого же развлечения приводит Педер фон Хавен, посетивший Петербург в 1736 г.: — Помимо различных игр, обычных на масленицу, русские в эту неделю устраивают себе развлечение, которое чужеземным наблюдателям кажется более опасным, нежели веселым. А именно, в сильный мороз строят из досок гору высотой около 20 локтей с уклоном на лед реки, где ее возводят. Эту деревянную гору до тех пор поливают водой, покуда она вся не обледенеет. По одну ее сторону устраивают на реке каток длиной фавнов в сто, а по другую находится лестница. С наступлением масленицы там всю неделю напролет с утра до позднего вечера множество людей обоих полов; они дают оплатившим и построившим это сооружение по одной копейке за каждый спуск с ледяной горы… Поскольку не слыхать, чтобы многие из них калечились, то забава эта, вероятно, не так опасна, как кажется.
По материалам выставки и одноименному каталогу «Образы Севера»
на превью: «Ледяные горы и балаганы на Неве у Смольного монастыря». Энслен Карл Йохан с использованием гравюры Гейслера Христиана Готфрида Генриха
#русскиезабавы #зимниезабавы #забавысевера #русскиегорки #ледяныегорки #русскиебалаганы
Образ маяка в серверном антураже и почти новогодние елки. Для участия выкладывайте фото, ставьте тэг #открываемсеверзаново и отмечайте нас @proektsever ❄️
— В разделе выставки «Студёное море — северные рубежи: история обороны Русского Севера», посвящённом Великой Отечественной войне, представлен уникальный экспонат — сохранившаяся часть вымпела морских погранвойск НКВД
СССР со сторожевого корабля «Сапфир», который принял бой в водах Советской Арктики в первые часы
войны.
⠀
Сегодня этот мемориальный объект стал знаковой реликвией
славы и доблести Северного флота, свидетелем важнейшей страницы отечественной истории.
⠀
Выставка открыта Архангельском краеведческом музее до 6 декабря 2019 года.
⠀
История вымпела «Сапфира» в рубрике «Северная коллекция» журнала Дилетант на sever1000.ru раздел Рубрики — Северная коллекция
⠀
#севернаяколлекция #вымпел #советскаяарктика #северныйфлот
⠀
— Миниатюры на темы жизни и быта коренных народов.
Бегущие по бескрайней тундре северные олени, белые медведи, рыбаки, сцены быта разворачивают перед зрителем панораму жизни Обского Севера.
Вырезанные из мамонтового бивня, зуба кашалота, лосиного рога работы восхищают мастерством исполнения и красотой материала.
По материалам выставки и одноименного каталога «Иртыш течет на Север»
#прикладноеискусство #искусствосевера #миниатюры #бытсевера #коренныенароды
ПОДПИШИСЬ НА НОВОСТИ ПРОЕКТА
ПОДПИШИСЬ НА НОВОСТИ ПРОЕКТА
Москва
Москва
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
адрес:
123100, Москва, 1-й Красногвардейский проезд, д. 15,
телефон:
+7 (495) 787-76-67 (доб. 5909)
для СМИ:
для получения дополнительной информации и по вопросам связанными с работой сайта
: info@sever1000.ru
телефон:
+7 (495) 787-76-67 (доб. 5909)