По следам «Двух капитанов»
28.06.2019, Телеканал «Северный город»
Ведущая Галина Навроцкая:
– Презентация в Норильске уникального двухтомника. В Публичной библиотеке Норильска прошла встреча клуба-лектория «Обогатительная фабрика» проекта медиакомпании «Северный город». Спикером стал Сергей Ильченко, профессор Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций Санкт-Петербургского госуниверситета. Он же представил и двухтомную энциклопедию романа «Два капитана». Одним из двух десятков авторов книги стала норильчанка Елена Коваленко.
Корреспондент Михаил Чернов:
-А начал общение с норильчанами Сергей Ильченко с большой презентации двухтомной книги – энциклопедии-романа «Два капитана». Первый том – это сам роман, а вот второй – своеобразный путеводитель произведения со статьями про освоение Севера, о реальных личностях, что послужили прототипами главных героев, о городах, которые упоминаются в самой книге. Например, Сергей Ильченко в своей статье в энциклопедии обозначил все экранизации романа Каверина в разные годы, а также отражение этой темы в театральных и радиопостановках.
Сергей Ильченко, профессор Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций СПбГУ (г. Санкт-Петербург):
-Перед вами здесь подтвержденные места, года я неуказывал, но те места, где ставилась в различные периоды 40-х-70-х годов театральные версии «Двух капитанов». Можете сами увидеть, как широко «Два капитана» шагали по нашей территории.
Корреспондент Михаил Чернов:
– А вот главный специалист городской библиотеки норильчанка Елена Коваленко, кстати, тоже один из авторов этой энциклопедии, рассказала в издании про образ довоенного Норильска, про освоение воздушных трасс и о строительстве железных дорог на вечной мерзлоте.
Елена Коваленко, ведущий библиотекарь Централизованной библиотечной системы
Норильска:
– Я взяла краеведческий компонент и исследовала, в каком контексте Норильск упоминается в романе «Два капитана». Норильск упоминается там дважды: в начале романа и в конце. В начале – в 1933 года Норильск упоминается в связи с полетами Сани Григорьева сюда, он возил сюда изыскательские партии, и в конце – когда Татаринов должен был, должен был выйти сюда, если бы не заболел и не погиб.
Корреспондент Михаил Чернов:
– Кстати, свой вклад в презентацию внесли и члены Русского географического общества Анна Карлова и Егор Тулновский. Они тоже прошли по следам двух капитанов: от разных районов Таймыра и до Карского моря. Так, например, Егор Тулновскиий несколько лет назад побывал в местах строительства Трансполярной магистрали, известной еще как Сталинская железная дорога, о чем поделился со слушателями «Обогатительной фабрики».
Егор Тулновский, специальный корреспондент «Новостей Северного города»:
-Стройка была крайне затратной. По тем временам государство потратило на нее 42 млрд рублей. То есть это деньги и сейчас астрономические, на тот момент это, наверно, были все деньги, которые были в стране.
Корреспондент Михаил Чернов:
– Презентация книги прошла в рамках проекта медиакомпании «Северный город» «Обогатительная фабрика». Сергей Ильченко, работая над энциклопедией, раскопал массу материала о мечтателях и первооткрывателях Севера, от Сани Григорьева до Джеймса Бонда. Он уверен, настоящие герои живут и работают на Севере и очень гордится своим знакомством еще в юном возрасте с первооткрывателем норильских руд Николаем Урванцевым. Вот только понимание и осознание того, какое место в истории Севера занимает этот человек, пришло много позже.
Сергей Ильченко, профессор Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций
СПбГУ (г. Санкт-Петербург):
– Север для нас – это не абстрактное понятие, это мечта, это образ, это, если хотите, вызов – вызов природе, вызов характеру, и способ самоидентификации. Про русских говорят, что они медленно запрягают, но быстро едут. Я бы добавил еще, что они при этом любят преодолевать препятствия.
Михаил Чернов, Александр Вуори, Вячеслав Матвеев Новости Северного города