«Помни о Севере…» |

С 13 апреля по 25 июля 2018 года в Выборгском объединенном музее-заповеднике  была открыта выставка «Помни о Севере…», подготовленная в рамках межмузейного выставочного проекта «Норникеля» «Освоение Севера: Тысяча лет успеха».

Тема Севера, его природных богатств, культуры, его освоения – неразрывно связана с Выборгом. Расположенный у самой границы Российской Федерации с Финляндией, на берегу Балтийского моря, Выборг был основан шведскими рыцарями-крестоносцами в 1293 г. на месте древнего карельского поселения. С XI в. через эти земли пролегали сухопутный и водный торговые пути между новгородскими землями и Швецией, а крупнейшая река Карельского перешейка, Вуокса, была частью Великого карельского мехового пути. Еще в кон. XIX в. пионер финской археологии Т. Швиндт записывал в Выборгской губернии предания о великанах-метелиляйненах и лопарях, когда-то населявших эти места, а позднее ушедших на север.

В XVIII–XIX вв. с Выборгской землей и Карелией оказались связаны биографии известных ученых, изучавших географию, геологию, историю, археологию и этнографию Северо-Запада. Эти территории были богаты природным камнем, широко использовавшимся в строительстве в Петербурге. Это знаменитые мраморы Рускеалы, амазониты, габбро и разноцветные граниты, включая выборгит (рапакиви), описанный в 1804 г. В.М. Севергиным.
«Финляндский» и Русский Север стали желанной целью для многочисленных путешественников. В эти края их привлекала удивительная северная природа, поросшие соснами скалы, памятники архитектуры. Выборгская земля стала желанной «ближней заграницей», куда жители северной столицы уезжали, чтобы отвлечься от петербургской суеты.




Для многих путешественников, побывавших здесь, Карельский перешеек становился местом, где происходило первое знакомство с культурой Финляндии. Именно здесь начиналась «земля Калевалы», и именно в Выборге еще до выхода в свет первого издания «Калевалы» Элиаса Леннрота появился памятник главному герою карело-финского эпоса – Вяйнямёйнену (скульптор Г. Боруп). Сам знаменитый собиратель рун бывал в Выборге и вел переписку с другими фольклористами, помогавшими ему в подготовке «Калевалы» и сборника «Кантелетар». Карельский перешеек и Приладожская Карелия оставались землей рунопевцев еще в ХХ в. Калевальская тема нашла свое отражение в работах замечательных русских художников. В собрании Выборгского музея-заповедника представлены работы известных иллюстраторов «Калевалы» М. Мечева и Ю. Люкшина. Эти работы также являются свидетельством усвоения традиционной северной культуры.

В Выборгской и Олонецкой губерниях черпали вдохновение художники, работы которых донесли до нас неповторимою красоту Севера. Знакомство с миром северной сказки для многих связано с иллюстрациями Ивана Билибина. Для самого художника поездка в 1903 г. по Архангельской, Вологодской и Олонецкой губерниям стала сильнейшим творческим переживанием. Деревянные храмы с шатровыми колокольнями, цветные набойки тканей, костюмы и утварь – тот северорусский колорит, который еще сохранялся в начале ХХ в., нашел отражение и в графике Билибина, и в его художественных фотографиях, и в его статьях.
Едва ли меньшее воздействие образы Севера (в данном случае – Приладожской Карелии) оказали на творчество Н.К. Рериха, который в 1917–1919 гг. жил под Сортавала и в Выборге. Не только графические и живописные работы Рериха несут отсвет северных впечатлений, они отразились и в прозе художника.
Одним из примеров усвоения художественной традиции Севера русской традиционной культурой в целом может служить меднолитая пластика Поморья. В собрании Выборгского музея-заповедника сформировалась исключительно разнообразная и замечательная по своему качеству коллекция меднолитой старообрядческой пластики. Это медные кресты, иконы, складни. Наиболее ранние и ценные предметы в коллекции представлены продукцией Выгорецкой обители (т.н. поморское литье), датирующиеся XVIII – п. пол. XIX в. По качеству отливки, единству стиля, мастерству украшения цветными эмалями оно ярко выделяется среди произведений подобного рода. Не случайно именно поморское литье стало образцом для всех старообрядческих меднолитейных мастерских России, зачастую копировавших изделия поморских мастеров. Предметы северного медного литья высоко ценились и имели широкое хождение не только среди старообрядцев.




 

Выставка «Помни о Севере…» рассказывает о природе, истории, традиционной культуре Северо-Запада России и Финляндии. Главная тема выставки – отражение образов Севера в художественной культуре, открытие богатства и красоты Северо-Запада – через биографии и призму восприятия конкретных людей.

Разделы экспозиции:

«От немцев до карелов, от корелов до Устюга…»

С XI в. через эти земли пролегали сухопутный и водный торговые пути между новгородскими землями и Швецией, а крупнейшая река Карельского перешейка, Вуокса, была частью Великого карельского мехового пути. Еще в кон. XIX в. пионер финской археологии Т. Швиндт записывал в Выборгской губернии предания о великанах-метелиляйненах и лопарях, когда-то населявших эти места, а позднее ушедших на север. Предметы, относящиеся к карельскому, «дошведскому» периоду истории Выборга, выявляются в ходе археологических изысканий и в наши дни. В 1323 г. первая граница разделила Карельский перешеек на две части: западную, с Выборгом, которая отошла Швеции и восточную, с Корелой, отошедшую Новгороду. Так была обозначена та линия, до которой простиралась территория «правоверной веры христианской» на севере, обозначенная в «Слове о погибели Русской земли».

Географическое освоение северо-западных земель имеет еще один важный ракурс – геологический. Выборгская губерния и Карелия богаты природным камнем, широко использовавшимся в строительстве в Петербурге. Это знаменитые мраморы Рускеалы, амазониты, габбро и разноцветные граниты, включая выборгит (рапакиви), описанный в 1804 г. В.М. Севергиным.

Экспонатура: материалы минералогической коллекции, предметы археологии, карты, фотодокументы, редкая книга

Меднолитая пластика Поморья

В собрании Выборгского музея-заповедника сформировалась исключительно разнообразная и замечательная по своему качеству коллекция меднолитой старообрядческой пластики. Это медные кресты, иконы, складни. Наиболее ранние и ценные предметы в коллекции представлены продукцией Выгорецкой обители (т.н. поморское литье), датирующиеся XVIII – п. пол. XIX в. По качеству отливки, единству стиля, мастерству украшения цветными эмалями оно ярко выделяется среди произведений подобного рода. Не случайно именно поморское литье стало образцом для всех старообрядческих меднолитейных мастерских России, зачастую копировавших изделия поморских мастеров. Предметы северного медного литья высоко ценились и имели широкое хождение не только среди старообрядцев. Это один из примеров усвоения художественной традиции Русского Севера русской традиционной культурой в целом.

Экспонатура: предметы декоративно-прикладного искусства, живопись, картографические материалы, редкая книга.

Земля Калевалы

В собрании Выборгского музея-заповедника сложилась большая тематическая коллекция, связанная с калевальской тематикой (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, редкая книга). Это не случайно. Еще за четыре года до выхода в свет первого издания «Калевалы» Элиаса Леннрота, в 1831 г. в выборгском парке Монрепо появился памятник главному герою карело-финского эпоса – Вяйнямёйнену (скульптор Г. Боруп).

Сам знаменитый собиратель рун бывал в Выборге и вел переписку с другими фольклористами, помогавшими ему в подготовке «Калевалы» и сборника «Кантелетар». Так, выборжанин Давид Даниэль Европеус, записал ок. 2500 рун, часть которых (включая цикл, посвященный Куллерво), была включена Леннротом во второе издание «Калевалы».

Карельский перешеек и Приладожская Карелия оставались землей рунопевцев еще в ХХ в. Селение Толвоярви считалось «рунопевческой деревней», поскольку здесь жили знаменитые сказители из родов Шемейкка и Ворнанен. Жизнь самой знаменитой карельской сказительницы, Ларин Параске, также связана с Приладожьем – она жила в селе Васкела (ныне Луговое Приозерского р-на Ленинградской обл.) Один из шедевров финской живописи, портрет Ларин Параске, был создан Э. Ярнефельтом, уроженцем Выборга.

Калевальская тема нашла свое отражение в работах замечательных русских художников. В собрании Выборгского музея-заповедника представлены работы известных иллюстраторов «Калевалы» М. Мечева и Ю. Люкшина. Эти работы также являются свидетельством усвоения традиционной северной культуры.

Экспонатура: живопись, графика, художественные открытки, фотодокументы, предметы этнографии, картографические материалы.

 Русский Север Ивана Билибина, Карелия Рериха

Знакомство с миром северной сказки для многих связано с иллюстрациями Ивана Билибина. Для самого художника поездка в 1903 г. по Архангельской, Вологодской и Олонецкой губерниям стала сильнейшим творческим переживанием. Деревянные храмы с шатровыми колокольнями, цветные набойки тканей, костюмы и утварь – тот северорусский колорит, который еще сохранялся в начале ХХ в., нашел отражение и в графике Билибина, и в его художественных фотографиях, и в его статьях.

Едва ли меньшее воздействия образы Севера (в данном случае – Приладожской Карелии) оказали на творчество Н.К. Рериха, который в 1917–1919 гг. жил под Сортавала и в Выборге. Не только графические и живописные работы Рериха несут отсвет северных впечатлений, они отразились и в прозе художника. Вынесенная в название выставки цитата из повести Рериха «Пламя» продолжается так: «Если кто-нибудь тебе скажет, что Север мрачен и беден, то знай, что Севера не знает. Ту радость, и бодрость, и силу, какую дает Север, вряд ли можно найти в других местах».

Экспонатура: живопись, книги, периодика, художественные открытки, фотодокументы,

Участники проекта:

  • Ивангородский художественный музей, филиал ГБУК ЛО «Музейное агентство» – предметы из коллекции И.Я. Билибина (открытки, фотографии, костюмы, печатная графика)
  • Санкт-Петербургский Институт истории РАН (редкая книга, документы, карты)
  • ГКУ Ленинградский областной государственный архив в г. Выборге (документальные материалы)\
  • ГМИИ им. А.С. Пушкина (картина Н.К. Рериха «Выборг. Крепость»)
  • Государственный музей истории Санкт-Петербурга (графические листы)
  • Выборгский объединенный музей-заповедник

«Северная библиотека». Онлайн-версия книги «Помни о Севере…»

Читать книгу